В Ленинградской области сохранились необычные кирхи в стиле северного модерна, построенные в начале прошлого века. Пожалуй, самая впечатляющая из них находится в Приморске на берегу Финского залива.
Добираться сюда удобнее всего на машине, хотя есть и электрички, и автобусы. Дело в том, что в Приморске больше нет достопримечательностей, поэтому поездку стоит совместить с посещением Выборга или осмотром интересных мест по дороге. Чем же так удивительна кирха Святой Марии Магдалины и что можно посмотреть по пути?
Кирха построена в стиле финского национального романтизма, который у нас называют северным модерном. Она появилась в 1904 году на месте более старых построек. Автором проекта стал финский архитектор Йозеф Стенбек.
Стены отделаны местными породами гранита - грубо обработанные камни являются одной из особенностью северного модерна. Благодаря этому, даже такая такая масштабная постройка органически вписывается в природный ландшафт. Само здание имеет форму креста.
Кстати в Зеленогорске, по пути, можно увидеть ещё одну кирху Стенбека, построенную примерно в те же годы. Она также выполнена в стиле национального романтизма. В Ленинградской области сохранилось три церкви, построенные Стенбеком: в Приморске, Зеленогорске и Мельниково.
Фотографии не передают внушительный размер кирхи. Здание вмещало 1800 человек, а высота шпиля составляет 60 метров.
К сожалению, от интерьеров церкви практически ничего не сохранилось. Сначала они пострадали в Великую отечественную войну, затем при использовании здания не по назначению. В разные годы внутри был Дом культуры, конюшня и даже ночной клуб.
Все религиозные реликвии были уничтожены. В результате были утрачены фрески, старинные литургические сосуды, хрустальные люстры, а также орган. До сих пор неизвестно, при каких обстоятельствах пропал орган, возможно, его переплавили, но есть версия, что он до сих пор спрятан где-то в лесу.
Исчез и витраж над алтарём с изображением Иисуса и четырёх ангелов. На момент создания в 1928 году он являлся самым большим витражом Финляндии. Теперь пустующие проёмы заложены металлическими щитами и бетоном.
К сожалению, историческая застройка Приморска тоже не уцелела. От старинного Бьёрке и финского Койвисто (прежние названия города) практически ничего не осталось. Поэтому в тёплое время года прогулку лучше продолжить по берегу залива.
А по пути туда или обратно можно посмотреть ещё несколько интересных мест, расположенных вдоль Приморского шоссе. Все они будут отмечены на карте в конце поста.
Например, ДОТы линии Маннергейма. Два ДОТа укрепрайона Инкиля были построены в 1937 году и использовались в боях 1939-1940 годов. После захвата советской армией в 1940 году были взорваны, во избежание их использования в будущей войне.
Сейчас можно увидеть разрушенные огневые точки и почитать их историю на информационном стенде.
Ближе к Приморску сохранилась ещё одна огневая точка укреплённого узла Хумалйоки (также отмечена на карте).
А у Приветнинского сохранился Форт Ино (Николаевский). Он строился в 1909-1916 годах и стал масштабным фортификационным сооружением на берегу Финского залива. И хотя форт был взорван в 1921 году по условиям мирного договора, и сейчас интересно посмотреть на полуразрушенные бетонные батареи и бывшие казематы.
Сама дорога весьма живописна в любое время года: она окружена лесом и частично идёт по берегу Финского залива. За Зеленогорском на шоссе очень мало машин.
Карта с упомянутыми местами:
Читайте также: Выборг в составе Финляндии и сейчас: сравниваем фотографии до и после