Каждый фанат вселенной "Властелина колец" знает, что людям и гномам закрыт проход в Бессмертные земли (или Валинор), которые являются последним приютом для представителей народа эльфов. Пересекая воды Великого моря, они на своих кораблях навсегда покидают Средиземье, дабы присоединиться к своим собратьям и создателям в лице Валар и вечно наслаждаться покоем и благодатью.
За время существования мира, выдуманного Джоном Рональдом Руэлом Толкином, в Валинор смогли попасть лишь Бильбо Бэггинс, Фродо Бэггинс и, вероятно, Гимли - они заслужили право навечно упокоиться, совершив ряд невероятных подвигов. Из людей аналогичной чести удостоился лишь один - Туор, отец Эарендила Морехода.
Но, что насчет остальных? Почему основному большинству людей и гномов проход в Бессмертные земли закрыт? Давайте разбираться.
Итак, присутствие смертных в благословенном крае запретили сами Валар, а им такое распоряжение дал сам Эру Илуватар - верховное божество Арды. Основная причина носит официальную трактовку:
Пребывая в Амане, смертные обрели бы не благословение, а проклятие и сгорели бы подобно мотыльку в пламени свечи.
Но мы так до конца и не поняли, что же конкретно имели ввиду Валар.
Дело в том, что все обитатели Бессмертных земель имеют соответствующую для этой обстановке природу, в отличие от людей. Человеки разумные все равно не смогли бы жить вечно, так как старение и смерть были заложены в них самим Эру. Даже Валар, если бы у них появилось такое желание, не смогли бы это изменить, а потому и нахождение в Валиноре для людей было лишенным смысла.
Если учитывать отсутствие болезней, люди прожили бы, в лучшем случае, лет 150, что для остальных обитателей благословенных краев было бы лишь мгновением. Да и сам человек, получив такое "благословение", будет чувствовать себя ущербным по сравнению с остальными, а таким чувствам не место в Валиноре. К тому же, при естественной смерти в Средиземье человек будет иметь понимание, что уходит в лучший мир, а, умирая уже в лучшем мире, смертный покинет его с тяжелым сердцем.
Одарить людей даром бессмертия также не представлялось возможным, так как в таком случае "фэа" и "хроа" (душа и тело) вступили бы в конфликт. Одно полюбому будет сильнее другого, и это, рано или поздно, приведет к тому, что человек все равно, или умрет, или сойдет с ума от боязни жизни (подобным проклятием страдали нуменорцы).
Что касается гномов, то с ними ситуация аналогичная с тем лишь отличием, что они живут немногим дольше людей. У крепышей ходили легенды о том, что после смерти Айнур Аулэ лично собирает их в отдельном зале Чертогов Мандоса, где почившие воины находятся в ожидании великой битвы.
К тому же, сами гномы никогда не стремились в Аман, да и мореплавателями они не были. Их "фэа" никогда не была так связана с Валар, как "фэа" людей и эльфов (причина - гномов создал Аулэ из горной породы). Они предпочитали и дальше рыть свои бесконечные туннели в горах Средиземья, да и смерти никто из гномов особо не боялся.
Что касается Гимли, то это исключение из правил - 5 из 9 участников Братства Кольца заслужили право находиться в Бессмертных землях за свои подвиги в войне против Саурона. Сам Гимли согласился уплыть по двум причинам: во-первых, из-за чувств к эльфийской владычице Галадриэль, а во-вторых, из-за дружбы с Леголасом.
Таким образом, можно сделать вывод - люди не могли жить в Валиноре из-за своей природы, а гномы попросту не видели в этом смысла.