Не буду повторять банальную цитату о важнейшем из искусств... Все ее помнят. Поэтому не случайно советская власть, уделяла такое внимание цензуре, которая проникла во все сферы искусства. В истории советского кино, можно встретить достаточно много совершенно абсурдных ее примеров.
В 1968 году, на "Мосфильме" снимали фильм "Бег иноходца", по известной повести Чингиза Айтматова "Прощай, Гульсары!". Автор сам написал сценарий, там у него лошадь умирала в финале фильма. Тяжелая, гнетущая сцена, очень впечатляющая и наводящая на размышления.
Так вот, как вспоминал позднее сам Айтматов, звонят ему во Фрунзе с «Мосфильма», и говорят: "Лошадь не должна умирать в кадре. Дело тут, как вы понимаете, не в лошади – напрашиваются человеческие ассоциации: почему умирает, кто недоглядел и довел до смерти и так далее. Цензура это все равно не пропустит ни при каких обстоятельствах, можете быть уверены. Так что решайте.
Что же тут решать? – говорит Айтматов. – Гульсары умирает от старости, на этом построена идея всей книги. Как же оставлять ее в живых?
Лучше конечно, оставить в живых – так спокойней, – говорят из Москвы. – Или, на худой конец, пусть умирает за кадром... На том и порешили.