Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Нули и единицы»: что искал Итан Хоук в закрытом на карантин Риме

Это один из самых странных фестивальных фильмов года. Кино из обрывков конспирологических теорий, звучащих на карантинных улицах Рима. Актер Итан Хоук так и не понял, что это было. И зрителю разобраться непросто.

Обычно у Феррары снимается Уиллем Дефо. А тут повезло Хоуку. Он явно этому рад.
Кадр из к/ф «Нули и единицы».
Обычно у Феррары снимается Уиллем Дефо. А тут повезло Хоуку. Он явно этому рад. Кадр из к/ф «Нули и единицы».

Кино Абеля Феррары наградили за режиссуру в Локарно-2021. Хотя врубиться в происходящее на экране дано не каждому. Итан Хоук, что в записи перед началом картины хвалит творчество Феррары, после фильма признается, что сценарий не понял, но играть было интересно.

Сначала кажется, что новый фильм более четкий, по сравнению с безумным трипом в «Сибири» 2020 года. Но в итоге мы по-прежнему в воспаленном сознании режиссера, который явно чем-то встревожен. Возможно, причина беспокойства Феррары в теме изолированности людей, которая наиболее остро встала как раз в Италии.

Действие происходит в Риме в фантастическом будущем или в более мрачном настоящем. Американский военный Джей-Джей прибыл в город с какой-то секретной миссией. И по ходу дела ищет пропавшего брата-близнеца Джастина, анархиста и «революционера».

Кадр из к/ф «Нули и единицы».
Кадр из к/ф «Нули и единицы».

Кроме того, что Рим напуган и обезлюдел из-за санэпидрежима, на улицах военизированные патрули, промышляют повстанцы, радикалы разных видов, китайские ОПГ, торгаши-нелегалы, российские, американские, израильские разведчики, новые русские (забавно слышать между делом, как носитель языка напевает песенку из «Ералаша»).

Брат Джастина в плену у каких-то типов несет пургу под «сывороткой правды», говоря, что Италия не та, обещает приход марксистов и троцкистов, пропагандирует равенство и братство, ради которых «создана эта земля».

Русские женщины с автоматами (жена режиссера Кристина Кириак и дочь уехавших из СССР Дуня Сычева) заставляют героя участвовать в ритуале зачатия для спасения жизни (позже американская сторона назовет это «спать с врагом»). Да еще какие-то неадекваты устраивают большую неприятность в Ватикане...

Рим в этом фильме всегда безлюдный. Кадр из к/ф «Нули и единицы».
Рим в этом фильме всегда безлюдный. Кадр из к/ф «Нули и единицы».

При всем безумии максимально аккуратно и ответственно исполнение санитарных ритуалов: маски на лице даже при поцелуе, омовение рук из санитайзеров, похожее на ритуальное очищение. Маски на всех — от солдат до радикалов, и только русские снова вне общего культа... В общем складывается ощущение прихода некой новой эры или желания прихода. А брат героя, как тут говорят, «вознесся».

Не сказать, что режиссер сильно рад переменам: он совсем не против кадров из прошлого, где люди в кафе без масок, где по улицам гуляет девочка в розовом пальто (Анна Феррара, игравшая в трех фильмах отца). Но предаваться упадничеству Феррара не собирается, как и его герой, который к финалу все больше похож на брата, возможно, создавая эффект его воскрешения на фоне падения символов привычной цивилизации.

Или все не так. Этот фильм не имеет четких истории и послания, скорее он для эмоций на уровне интуиции и впечатлений, которые окажутся совсем не туристическими.

Вспоминания о прошлой жизни. Кадр из к/ф «Нули и единицы».
Вспоминания о прошлой жизни. Кадр из к/ф «Нули и единицы».

Но вероятно, что кино отражает общественно-политический диссонанс, возникший при столкновении левых общественно-политических трендов (над которыми либеральные россияне в фильме смеются) с суровыми государственническими ограничениями, вызванными пандемией, которые действительно серьезно изменили облик Европы.

Единственное, что меня разочаровывает в этом кино, это вынужденный взгляд на все дела с ракурса американского солдата (несмотря на долгую жизнь в Италии, Феррара, похоже, в душе остался американцем).

В 2014 году он выпустил фестивального «Пазолини» с очень удобной для США версией событий вокруг режиссера, несмотря на имевшиеся данные о связи произошедшего с кознями нефтяных магнатов из Штатов, которым режиссер мешал своим расследованием.

Итан Хоук после фильма сказал, что так и не понял сценарий. К/ф «Нули и единицы».
Итан Хоук после фильма сказал, что так и не понял сценарий. К/ф «Нули и единицы».

Показательно, что вышедший чуть позже фильм «Козни» после премьеры на ММКФ-2016 и заявлений режиссера Давида Грико западный мир как будто не заметил.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!