Сегодня мы расскажем вам о старообрядчестве и его влиянии на население и историю Нижнетагильского заводского поселка.
Старообрядчество – религиозное течение внутри Русской православной церкви, возникшее в середине XVIIв. Его основополагающими идеями являются отрицание реформ московского патриарха Никона по унификации богослужебных обрядов в Российском Царстве с Греческой церковью и стремление сохранить местные богослужебные традиции. Сложившиеся на этой почве противоречия привели к расколу, в результате которого старообрядчество отсоединилось от Русской православной церкви.
Отколовшись от официального православия, старообрядцы столкнулись с серьезной проблемой – необходимостью рукополагать новых священников. Отсутствие единой позиции по этому вопросу привело к формированию двух основных течений в старообрядчестве – поповцев, избиравших наставников из мирян, и беспоповцев, сохранивших институт священства.
Поповский центр находился в районе реки Керженец. Сторонники этого течения после массовых гонений, предпринятых правительством в начале XVIII в., перебирались на Урал, где в это время начинали строиться новые металлургические заводы, испытывавшие потребность в рабочей силе. По месту их предыдущего жительства переселенцев стали называть «кержаками».
Многие старообрядцы переселялись в Невьянск и его окрестности. По переписи населения Невьянских заводов 1717 г. было установлено, что в близлежащих селениях и скитах жило множество старообрядцев, происходивших из Устюга, Сольвычегодска, Галича, Ветлуги, Вятки, Тулы и других мест.
Отношения Демидовых и старообрядцев носили характер взаимовыгодного сотрудничества. В соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны от 12 ноября 1736 г., на старообрядцев, проживающих при демидовских заводах, распространился статус «вечноотданных». Заводовладельцы обязывались выплачивать подушную подать в казну за представителей этой категории работников, а они должны были отрабатывать эти подати на заводах. В лице старообрядцев Демидовы получали рабочие руки и ценных специалистов в кузнечном деле и металлургии.
Наиболее значимое влияние на развитие Нижнетагильского заводского поселка старообрядцы оказывали в XVIII – начале XX вв. Они были одними из первых жителей Нижнего Тагила, а их численность в XVIII в. доходила до 70% населения заводского поселка. Старообрядцы активно занимались коммерцией и ремеслами, оказывая значительное влияние на общественную и экономическую жизнь Нижнетагильского заводского поселка. Среди известных тагильчан многие были выходцами из старообрядческой среды: гидротехник-самоучка Клементий Ушков, механики Черепановы, представители купеческие династий Уткиных, Аксеновых, Хлопотовых и династии художников Худояровых. В XIXв. в поселке действовало несколько старообрядческих часовен: Вогульская, Красильниковская, Рябовская, Сидоровская, часовня Железковых. В 1882 г. появляется Аксеновская часовня, находившаяся на территории усадьбы купцов Аксёновых.
На протяжении XVIII-XIX вв. внутри Российской империи предпринимались неоднократные попытки по устранению последствий церковного раскола XVII в. Одним из наиболее ярких примеров этого стало учреждение в 1800 г. единоверия, засматривавшегося в качестве способа воссоединения старообрядцев с Православной Церковью. Его распространение по территории Российской империи было сопряжено с рядом конфликтов. Самым известным из них в Нижнем Тагиле стала попытка обратить в единоверие прихожан Свято-Троицкой старообрядческой часовни в начале 40-х гг. XIX в. Несмотря на существовавшие противоречия в 1842 г. часовня была освящена как единоверческая, а в 1885 г. на ее месте построена каменная Свято-Троицкая церковь.
В дореволюционный период старообрядцы сыграли важную роль в становлении и развитии Нижнего Тагила, оказав значительное влияние на культуру и благосостояние поселка. В XX в. в условиях антирелигиозной политики государства приток новых членов в общину заметно снизился, что привело к ослаблению ее влияния. Несмотря на это, в современности в Нижнем Тагиле и его окрестностях проживают старообрядцы, продолжающие сохранять свои религиозные традиции и уникальную духовную культуру.
Никита Георгиевич Попов, научный сотрудник исторического отдела музея-заповедника.