Я живу на Севере России в небольшом посёлке Архангельской области и создаю плетёные и деревянные скульптуры. Чаще всего использую прутья ивы или берёзы. Иногда делаю арт-объекты из цельного дерева. Моя работа – 5-ти метровый рябчик, даже попала в Книгу Рекордов России, а не так давно ко мне приезжал в гости сам Валдис Пельш.
О начале моей карьеры
У нашего посёлка богатая история, но живёт в нём не более 4000 человек. Это одно крупнейших мест по лесозаготовке в области, поэтому, наверно, никого не удивит, что у меня появилось такое хобби.
Я очень люблю родной край и не хочу отсюда уезжать. Здесь есть всё для творческой личности: свобода, материалы, поддержка близких и мои любимые собаки! Я обожаю север! В детстве я даже мечтала стать лесником.
У меня высшее образование в области ландшафтного дизайна, оно и определило мой дальнейший творческий путь. Созданием арт-объектов я занимаюсь уже более 5 лет. Начинала с работы педагогом, но как только хобби стало приносить деньги – уволилась. Близкие не поддержали, но, к счастью, серьёзных ссор мне удалось избежать.
Первую фигуру я создала из старых прутьев и веток, раскиданных по участку. Некоторые из них были красивыми и обладали причудливой формой. Я пожалела их выбрасывать. Затем я искала материал уже сама.
Когда мою работу увидел один из преподавателей университета, в котором я училась, я получила первые заказы. Это были плетёные фигурки собаки и совы. Так распространилась слава и об остальных «плетёнышах».
Особой мастерской у меня никогда не было, и сейчас нет. Могу работать даже на улице. В работе использую болгарку, электропилу, топор и шуруповёрт. Иногда орудую простой ручной пилой, например, если место трудное, или нужный спил совсем маленький.
О заказах и Пельше
Мало сделать интересную работу, её ещё нужно продать. Честно скажу, мне это не так интересно, как творить.
Пару лет назад меня приглашали в состав творческой группы по украшению набережной Северной Двины. Со мной трудились опытные мастера, это был ценный опыт, полезные связи, а, главное, возможность заявить о себе и продать некоторые работы. Сарафанное радио для меня работает лучше любой другой рекламы.
Все, кто видят мои творения вживую, потом могут меня найти. Я всегда открыта для сотрудничества. Могу плести даже на заказ.
Одна работа занимает от одного до нескольких дней. Небольшие фигурки я плету за вечер. Крупные проекты могут потребовать и целый месяц моего труда.
Из неудобств – если сломается какой-нибудь инструмент, приходится ехать в Архангельск. Также я там покупаю лак, пропитку и краски для фигур из массива. Их делать труднее, чем плетёные, зато они дороже стоят.
Пока самую большую прибыль с заказа – 20 000 рублей, я получила, благодаря Валдису Пельшу. Он снимал фильм про русский север и приобрёл у меня сову из древесного массива.
Мы обсудили возможность переезда в Москву или хотя бы Архангельск, но я отказалась, потому что для меня важно находиться в родном месте и получать от него вдохновение.
О масштабных работах
Наибольшую известность я получила после фестиваля «Тайбола». Я участвовала в конкурсе «Место силы» по созданию арт-объекта, олицетворяющего дикую природу, силу и свободу.
Моя работа победила и попала почти на все фотографии с фестиваля. Это был 4,5 метровый хвост кита, как-бы уходящего вглубь океана. На тот момент, он являлся моим крупнейшим арт объектом.
А в этом году я создала двух рябчиков из горбыля. Одна фигура тоже 4,5 метра, а вторая – 5,3 метра. Они получили всероссийские рекорды и украсили въезд в родной посёлок.
На оба объекта я потратила 3 месяца и чуть более 100 000 рублей. Деньги не совсем мои: для них я открывала специальный счёт, который назвала «птичьи деньги». Неравнодушные люди собрали требуемую сумму.
После попадания в эфиры федеральных каналов (Первого и Культуры) у меня появились стабильные заказы. Чаще всего они приходят от женщин старше 35 лет, а причиной служит украшение дачного участка.
Я благодарна судьбе, что мой талант не пропал даром, и, занимаясь любимым делом, я могу радовать других людей.