Считается, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 г. для рекламы нового издания "Геометрии" Эвклида. Он не сохранился. До нас дошел плакат 1491 г., который предлагал почтенной публике рыцарский роман "Прекрасная Мелузина". Этот уникальный лист с рекламой первого печатного романа в Европе примечателен еще и тем, что в его сюжете впервые использованы эротические мотивы.
Жизнь российского рекламного плаката началась в ХIХ веке. Тогда появилось и само это слово. Русский вариант - заимствование с немецкого "das Plakat". В Англии и США использовалось название "poster", происходящее от слова "почта". Считается, что в этих странах подобные листы вывешивали прежде всего около многолюдных почтовых станций. Во Франции прижилось слово "affich" - афиша.
Буквально несколько слов об истории плаката:
Раньше производство плаката начиналось с гравировки штампа на дереве или меди, после чего делался оттиск на бумаге. Это была очень дорогая и трудоемкая технология, потому-то плакаты и были небольшими.
В 1796 г. немец Алоиз Зенефельдер изобрел новый способ печатания изображений. На специальный камень химическим составом наносился рисунок, затем камень покрывался краской, ложившейся только на химический состав. С камня печатался тираж на бумаге, что принципиально удешевило тиражирование графических листов. Плакаты быстро стали крупноформатными, но до 1860 г. они оставались одноцветными: печатались черным по белому или цветному фону.
В 1865 г. австрийский барон фон Рансонет изобрел метод фотохромолитографии, основанный на применении фотографического изображения и позволявший получать практически любые цвета за счет трех красок - синей, красной и желтой.
"Отцом" рекламного плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность воспринять изображение и текст "на ходу", лаконичность, концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это реклама кафешантанов, маскарадов, выставок.
Образцами рекламного искусства стали афиши парижских кабаре, созданные великим А. Тулуз-Лотреком в 90-х годах ХIХ века. Известным широкой публике Тулуз-Лотрек стал именно благодаря рекламным листам на афишных тумбах, появившихся в те годы на парижских тротуарах. Первый же из них - плакат открывшегося в 1889 г. "Мулен Руж" со скандально известной танцовщицей Ла Гулю ("Ненасытная") - произвел фурор.
Русская реклама конца ХIХ - начала ХХ века не могла остаться в стороне от художественных тенденций того периода. Доминировал стиль «модерн», и он вовсю расцвёл в России, но как часто это бывает, со своим национальным колоритом – лубочным традиционализмом.
Традиционализм или «неорусский стиль» быстро вошёл в моду. Его яркими представителями были И. Билибин, В. Васнецов, И. Петров-Ропет.
Ниже представлены фотографии рекламных плакатов ходовых товаров широко распространяемых в Москве и Петербурге. Они не так просты, как кажутся на первый взгляд. Добротно сделаны, очень информативны и весьма успешно погружают нас в свою эпоху. Попробуйте не спеша рассмотреть их, ощутить прикосновение того времени и вы получите удовольствие.))
источник изображений - http://dgz.livejournal.com/1826161.html
Спасибо, что нашли время почитать и посмотреть этот материал.
#плакаты #плакаты 19 века #история российского плаката