Не русская литература -2. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени».
Первое, что должно порадовать – книга написана на русском языке. Для того времени это совершенно не обязательное условие. Для дворян гораздо ближе, роднее и понятнее был французский.
Сам автор относиться к богатейшей семье России, по-современному к олигархам. Достаточно отметить, что он служит в лейб-гвардии гусарском полку. Туда попадали самые знатные чада с очень состоятельными родителями, т.к. одного имени, было мало – нахождение в гвардии требовало колоссальных расходов.
Наш знаменитый русский писатель написал прекрасный роман, но не про русских людей, а про горстку жирующей олигархии. Общество, которое совершенно не знает своей страны, жизни населения, не имеет никакой национальной идеи.
Это общество развлекается, насколько позволяет испорченность. Регулярно напивающиеся офицеры и штатские, волокутся за замужними дамами, здоровые мужики ловят ночью главного героя, который бегает к своей любовнице по крыше, ради развлечения стреляют друг по другу на дуэли, расписывая это как важнейший нравственный атрибут чести.
Если вы переведёте это на свою жизнь, то, с моей точки зрения, ужаснётесь.
Чем же занимается главный герой, кроме попоек, любовных интриг и стрельбы по знакомым? Он мучается душевно. Ему всё время скучно. Работать ему не надо, общественно-полезным трудом он заниматься не хочет, науки его не интересуют, про государство и население даже думать не стоит. Остаюсь я один, сам по себе и в себе. Ничем не обременённый, кроме мыслей о себе. Типичный представитель современного бомонда, но с ярко выраженным презрением к этому самому бомонду.
В ситуации с Беллой цинизм героя зашкаливает, поэтому Лермонтов решил её убить, чтобы не доводить всё до крайнего позора.
Получаем мировой бестселлер для мировой элиты, которая на тот момент, в отличие от забитых безграмотных и угнетаемых обычных граждан, умела читать и имела для этого массу свободного времени.
Есть ли в романе русская идея? Нет. Единственная идея, которую можно вытащить из романа – это тупик. Тупик правящего класса, загнавшего себя в угол, и не умеющего понять это. Жадность, леность, тупость, приспособленчество, разврат и бесперспективность - отличный набор как для того общества, так и для нашего времени.
Такая вот русская литература.