17 (4) февраля 1905 г. террорист Иван Каляев бросил бомбу в карету Великого князя Сергея Александровича и убил Московского Генерал-губернатора. Его супруга Елизавета ( по домашнему- Элла) осталась вдовой, погрузилась в глубокий траур и позже ушла в монастырь. В 1918 г. большевики сбросили несчастную живьем вместе с другими представителями династии Романовых в старую шахту в Алапаевске. Позднее Елизавета Федоровна была канонизирована и сейчас почитается РПЦ в лике святых мучениц.
В огромных "романовских" фондах архивов хранится немало материалов, которые до сих пор не преданы огласке. В письмах Великого князя Георгия Михайловича нам встретились любопытные подробности в описании покушения и отношение ближайшей родни к трагедии. Более всего интересно мнение Великого князя относительно поведения вдовы, после трагедии. Он на полном серьезе считает ее сумасшедшей...
Давайте познакомимся подробнее с мнением Георгия Михайловича.
"Ну и времечко! Бог знает до чего наша несчастная родина дошла. Бедная, бедная Элла; я ей, несчастной, написал вчера письмо; мне стало ее так жалко. Только еще так недавно я ей и Сергею говорил в Москве о необходимости самых радикальных реформ и доказывал Сергею, что лучше дать широкие и обдуманные реформы добровольно, а не насильственно, когда приступят с ножом к горлу.
Судя по ответам, Элла видимо вся в Боге и в глубокой вере в Него, что, конечно, и поддерживает ее силы. Мы читаем массу наших, и иностранных газет, но часто довольно трудно разобраться, что правда и что неправда. Сегодня была панихида в церкви, на которой присутствовали все раненые офицеры, а днем была панихида у Папа; все это по случаю отпевания в Москве.
О смерти Сергея я узнал по телефону из Ниццы; меня вызвала Ducky (жена Великого князя Кирилла, Виктория Федоровна) часов в семь вечера, а затем я получил телеграмму от Николая ( брат). На другое утро я пораньше пошел к Папа.( Великий князь Михаил Николаевич) Сначала Зандер ( Управляющий) сказал ему, что было покушение и что Сергей (Великий князь Сергей Александрович) ранен, а затем я вошел и сказал, что по телеграмме судя я думаю, что он ранен очень серьезно; затем я вышел из комнаты и как раз принесли вторую телеграмму от Николая, я прочел телеграмму, что он уже скончался; Папа перекрестился и потом плакал много и все говорил об Элле. Бог помог нам с Зандером так удачно его подготовить, что кажется на его здоровье это не повлияло. Потом он продиктовал милейшую телеграмму Элле и получил от нее милейший ответ. Николай телеграфировал мне, чтобы не говорить Папа, но это совершенно невозможно, т.к. все мы оделись в черное, кроме того, все газеты, иллюстрации в них, все переполнены его портретами и описаниями. Нужно было во что бы то ни стало сказать ему об этом. Здешние социалисты шумят; сегодня говорят даже в Канне вывесили прокламации: "Alas le Tzar"."
Прошло 3 года. Великий князь построил в Крыму виллу Харакс и однажды туда в гости приехала Великая княгиня Елизавета Федоровна вместе с племянником Великим князем Дмитрием Павловичем, будущим убийцей Распутина. Описание это визита так же оказался в письме Георгия Михайловича.
"Элла с Дмитрием будут у нас завтра завтракать, а послезавтра они уезжают в Москву. Должен признаться, что в этот раз Элла на меня произвела впечатление не вполне нормальное. Во-первых, она окружена удивительными женщинами. Мы были у них как-то вечером; как-то на какой-то праздник завтракали, как-то чай пили днем. Затем мы несколько раз пытались пригласить ее, но все она хотела делать по-своему. Мы попросили, можно ли приехать к чаю, она просит после обеда и т.д. Даже освящение нашей церкви она хотела сделать на рассвете в шесть часов утра. В конце концов, Минни ( жена Георгия Михайловича, Мария Георгиевна) стала сердиться, потому что действительно всякий раз она предлагала что-нибудь так да не так. Я прямо хохотал; меня положительно это забавляло, но признаюсь, что в конце концов, я пришел к заключению, что Элла не вполне нормальная. Минни уверяет, что она и все ее сестры имеют более или менее одинаковый характер."
Интересное обобщение насчет сестер, ведь одна из них- Александра была русской императрицей и тоже отличалась набожностью.
Прошло больше 100 лет после смерти главных героев. Георгий Михайлович со своим братом Николаем тоже были расстреляны большевиками 30 января 1919 г., но не в Петропавловской крепости, как принято считать, а совсем в другом месте. Георгий тоже канонизирован РПЦ в ранге святого новомученникика, как и Елизавета Федоровна. Сумасшедшей теперь ее никто не считает, совсем наоборот...