В Сибири издавна живут представители разных народов: без вражды, конфронтации, помогая и поддерживая друг друга в тяжелые периоды, вместе гуляя на национальных праздниках. Каждый молится своему богу, не хая бога соседей.
На территории нашего Большемуртинского района Красноярского края белорусы появились после столыпинской реформы в поисках лучших земель. В 1907 году в деревню Черемшанка (ныне Российка) перебрались Авдеевы. Позднее деревни вокруг села Таловка - Черняевку, Орловку, Коленгу обживали белорусы Пунтус, Горячевы, Шалыгины.
В 1912 году в деревню Малая Российка приехали переселенцы из Барановичей. Герасимова Людмила Ефимовна рассказала, что семья её отца Ефима Маркиановича и матери Сущени Нины Михайловны не пожалела о переезде. Завели хозяйство, обжились, а в 1930 году отца раскулачили. После этого семья перебралась в Предивинск. Название деревни Минск тоже не случайное. Там жили белорусы Струзик, Захаревич, Потес, Сецко, Ждановичи и другие.
В 1907 году в Большемуртинской волости Красноярского уезда Енисейской губернии было выделено 134 земельных долей на участке Угородский. В 1908 году началось заселение этих земель татарами, в 1910 году образовавшееся поселение стало называться Казанкой. В 1912 году часть татар стала добывать живицу, образовав поселение Верх-Казанка, старейшие фамилии Хабибулины, Камалдиновы. В Казанке была мечеть, впоследствии отданная под школу.
Родители Мытько Екатерины Васильевны приехали из Чувашии в 1912 году и были среди основателей деревни, которую в народе называли Гребень (Козьмо-Демьяновка). Причина переселения – малоземелье на родине. Вторая волна переезда чувашей было по той же причине в 1962-1963 годах.
Из рассказа учителя Т. Турий: «В деревню Комарово приехало около пятнадцати семей, всем было построено жильё. Все работали в колхозе «Сибирь». До сих пор в деревне проживают Арсеньевы, Леонтьевы, Васильевы, Зайцевы». В 2008 году в Большемуртинском районе проживало от тысячи до двух тысяч чувашей.
В Большемуртинский район в 1941 году было переселено 2611 немцев Поволжья, на 1 января 1952 года их численность сохранилась до 1894 человек. Были депортированы из своей республики и других территорий.
Мищенко Эрна Христиановна поведала, как её семья оказалась в Сибири. В августе семью, вместе с соседями, погрузили в товарные вагоны. Более месяца добирались до Красноярска, а затем на барже до села Юксеево. Шесть семей определили на жильё в деревню Орловка, остальных распределили по деревням и сёлам Межово, Юксеево, Большая Мурта. Среди вынужденных переселенцев оказались семьи Шитц, Мерк, Губер, Варкентин... У всех ссыльных была 58 статья - враги народа. Жители района по разному относились к прибывшим. Одни жалели, другие оскорбляли.
После реабилитации многие поменяли место жительства, а распад СССР позволял части немцев переехать в Германию. Только из одной школы районного центра пять учителей вместе с семьями, всего восемнадцать человек, переехали на ПМЖ в Германию. Среди них десять с высшим образованием и пять несовершеннолетних. На новой родине не все прижились. Возвратились cемьи Миллер, Мерк, Кнауб, Лейбе.
Поселения поляков возникали вдоль сибирского тракта, в том числе в Красноярске, после восстания поляков в 1863 году. В ссылке оказалось более 50 тысяч человек, а вот в нашем районе поляки появились после Столыпинской реформы. Деревня Лакино основана в конце XIX века поселенцами из северо-восточной части Королевства Польского, крессов Вильно, Ковно, Гродно. Шинкевич Галина Михайловна вспоминала, что её дед Карвель Иван Осипович был среди первых поселенцев. Одним из первых зданий, построенных на новой Родине, был костёл, в котором дети получали религиозное и светское образование. Поляки ощущали себя единой общностью. В 1934 году костёл переделали в клуб. В деревне очень бедных не было. Потомки поселенцев образовали колхоз «Юбилейный», который стал одним из лучших в районе, выжил и в рыночных условиях.
По данным архивного агентства администрации Красноярского края в начале 1950-х годов в районе проживало 347 «кулаков из Литвы». Авдеев Валерий Афанасьевич поведал: «В 1947 году в деревню Ярлычиха прибыли литовцы Кумжа, Бутаутас, Петрулис, Гайдамовичус. После реабилитации они возвратились на родину. Я дружил с Кумжой и навещал его в Литве. Жил он тогда в Тальшейском районе». В деревне Большой Кантат жили Петрас, Регутис. В посёлке Большая Мурта проживал Жабекас, 1941 года рождения, работал лесничим. Его сестра Марите - учительница, жила в деревне Большой Кантат. Их родители были сосланы в 1948 году. В посёлке Мурта проживает Мацюте Елена, родители которой были сосланы в 1949 году, реабилитированы в 1988г. Уехал на родину (Кретинга) Шапкус Фридрих – работал в пожарной авиации.
Были депортированы в район и калмыки. В 1952 году их в районе было двадцать два человека. Часть калмыков жила в деревне Большой Кантат, где они добывали огнеупорную глину. В деревне Старое Предивное занимались заготовкой леса. Ярманов В.П. вспоминал: «Ростом калмыки невысокие, ходили обычно гуськом, заложив руки за спину, женщин и детей среди них не было». Фамилии назвать не мог, объяснив это тем, что они трудно произносились.
Русские в районе являются титульной нацией. По переписи населения русских проживает 14500 человек из 18100. Заселение территории шло с давних пор. Например деревня Тигино была основана ссыльными казаками в 1776 году, а в летописях упоминается с 1483 года. Деревня Комарово образована в 1820 году в результате переселения части жителей из деревни Береговая Подъёмная. В обеих деревнях большинство русских поселенцев.
На увеличение числа поселенцев сказались следующие процессы, происходившие в стране: 1920 - 1926 годы – крестьянская ссылка (раскулачивание), 1939 - 1950 годы – массовые депортации «врагов народа», 1960 - 1980 годы – трудовая миграция на строительные объекты района, 1990-ые годы – возвращение русских из бывших союзных республик.
Распад СССР сказался на численности национального состава района. В первые десятилетия покидали свою вторую родину немцы и люди трудоспособного возраста в поисках работы. К нам же на временные работы прибывают люди из ближнего зарубежья.
Многонациональность района сказывается на национальном составе семей. Кем быть человеку, если он половинка, а то и четвертинка какой-то национальности, решает сам человек.