Доброй ночи!
Сегодня часто вижу посты в Яндекс Дзен и других источниках, посвящённые идее реформации школьной программы в сторону сокращения ряда предметов.Причём, у каждого оратора этот ряд свой. Да, есть и многие другие гипотезы по решению проблем современного образования. Но разобрать их все в одной статье будет долго и много.
Итак, давайте задумаемся, почему в школе всё-таки так много абсолютно разных предметов, которые считаются необходимыми каждому человеку для жизни?
1. Попробовать себя.
Да, все мы знаем, что самое простое – это ничего не делать. Ну, или на худой конец, играть в компьютерные игры или смотреть сериалы. Очень просто сказать себе «я не могу» и ничего не пробовать. Школа же даёт (и должна давать) человеку возможность понять, почувствовать свои силы в разных сферах, чтобы уже опытным путём выяснить склонности и интересы человека.
2. Развитие мыслительных операций на хороших примерах.
Ни для кого не секрет, что развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление и др.) необходимо для жизни и работы. В любой сфере необходимы внимательные здравомыслящие сотрудники с хорошей памятью (которым не надо постоянно напоминать, которые никого не подводят тем, что «забыли» и т.д.). Развивать психические процессы можно на чём угодно, но не лучше ли развивать их на проверенных и доступных возрасту примерах науки и культуры?
3. Развитие волевых качеств.
Воля – сложный психологический процесс. Решая учебные задачи, сталкиваясь трудностями, человек совершенствует свою волю, учится собираться с силами и действовать вопреки препятствиям.
4. Получение метапредметных навыков.
Это навыки работы с текстом, коммуникативные навыки и многое другое. Они приобретаются опытным путём при изучении разных предметов. Они пригодятся любому человеку при получении высшего образования, на любой работе и в жизни. К ним относятся умение слушать и слышать, писать под диктовку, сверять запись с образцом. К сожалению, приобрести их, однократно послушав объяснение, крайне сложно. А вот за 11 лет школы они сами собой постепенно формируются при решении учебных задач.
5. Расширение кругозора знаний о разных науках и их проблемах и пробелах.
Действительно, в мире ещё далеко не всё изучено и описано, в любой науке есть «белые пятна». Для того чтобы понять, где они и что с ними делать, нужно изучить сначала то, что уже известно.
6. Развитие навыков самоконтроля эмоции и самопринятия.
А так же эмпатии, самоанализа, рефлексии и многого другого. Учебная задача – это то, что по силам ребёнку определённого возраста. И в умственном плане, и в эмоциональном. Нельзя неподготовленного эмоционально человека сразу отправить на работу к людям, он может разозлиться и разбить колбу с кислотой, например. Или просто встать и уйти с жизнеобеспечивающего производства, потому что на кого-то обижен. Школа же даёт детям посильные жизненные уроки, на которых они учатся контролировать свои эмоции.
Легко быть спокойным, когда у тебя всё есть и никто тебя не трогает. А в школе дети впервые сталкиваются с ложью, осуждением, несправедливостью.
Они учатся отстаивать своё мнение, не оспаривая мнение других. Они понимают, что одну и ту же информацию можно сказать уважительно или неуважительно, и в первом случае больше шансов быть услышанным.
В школе ребёнок может не совладать с собой, хлопнуть дверью и уйти с урока, подраться, оскорбить человека. Но это не будет иметь таких масштабных последствий, как для взрослого работающего человека. Важно не только в теории знать, что хлопать дверью неприлично, но и прочувствовать, как бывает больно на душе и как сильно хочется всех послать и уйти. Именно прочувствовать, прожить эту боль и суметь совладать собой. Знать свою «точку кипения», уметь вовремя «оглохнуть» и выключить эмоции.
Это были мои основные мысли о том, зачем нужна школа и почему так много абсолютно разных предметов являются необходимыми для изучения каждым человеком.
Но таким моё мнение было не всегда. Будучи школьницей, я считала правильным профильное обучение, чтобы учить было легко и в радость. Но время показало, что жизнь состоит не их одних только радостей.
Поэтому на данный момент моё мнение сильно изменилось, и я считаю, что нужны все предметы. А менять надо не набор предметов, а своё отношение к обучению. Об этом я расскажу в другой статье.