Найти в Дзене

Не на того напали: в защиту романтичного и непонятого поэта в жёлтой кофте

Пару недель назад прочитала у одного довольно крупного книжного блогера статью о моем любимом поэте, в которой он (поэт) подвергся жёсткой и несправедливой критике. Первая моя реакция - гневный комментарий, куча дизлайков и отписка. Но я вспомнила, что взрослая, серьезная, волевая, и убрала руку с мышки, ничего не предприняв. Однако эмоции остались, поэтому решила высказаться. ... Впервые я услышала о нем от тренера по ориентированию. Это ооочень значимый для меня человек, к чьему мнению я всегда прислушивалась не раздумывая. И мнение это было негативным. Так для поэта был закрыт путь к моей душе. Через несколько лет мы изучали его творчество в школе, и классный руководитель, ставший к тому моменту моим кумиром, просто и ясно показала мне, что это гений. Так мое сердце открылось ему и не закрывается до сих пор. Я писала о нем выпускное сочинение, сейчас с радостью изучаю его творчество вместе с учениками. (Оставим за скобками вопрос о моей восприимчивости и ведо́мости: мне свойственно

Пару недель назад прочитала у одного довольно крупного книжного блогера статью о моем любимом поэте, в которой он (поэт) подвергся жёсткой и несправедливой критике. Первая моя реакция - гневный комментарий, куча дизлайков и отписка. Но я вспомнила, что взрослая, серьезная, волевая, и убрала руку с мышки, ничего не предприняв. Однако эмоции остались, поэтому решила высказаться.

... Впервые я услышала о нем от тренера по ориентированию. Это ооочень значимый для меня человек, к чьему мнению я всегда прислушивалась не раздумывая. И мнение это было негативным. Так для поэта был закрыт путь к моей душе. Через несколько лет мы изучали его творчество в школе, и классный руководитель, ставший к тому моменту моим кумиром, просто и ясно показала мне, что это гений. Так мое сердце открылось ему и не закрывается до сих пор. Я писала о нем выпускное сочинение, сейчас с радостью изучаю его творчество вместе с учениками. (Оставим за скобками вопрос о моей восприимчивости и ведо́мости: мне свойственно стараться найти авторитет и довериться ему, не анализируя критически его взгляды. Все мы не без греха)

Как все приличные романтичные натуры 17 лет, я пережила и переросла безумную любовь к Есенину, к которому сейчас испытываю почти сестринскую нежность, а восхищение сменилось жалостью. Но ОН для меня все так же номер 1. Конечно, это

Владимир Маяковский

Яндекс.картинки
Яндекс.картинки
В Есенина я с детства поверила,
Но душу одному Маяковскому доверю -

так писала я в плохих юношеских стихах, и это до сих пор непреложно.

Что привлекает меня в личности и творчестве Маяковского? Его цельность и искренность. Ну и талант, безусловно. А ещё несправедливость: он пострадал за то, во что верил. В той статье, о которой я писала в начале, говорилось о грубости поэта, о его неуважении к читателям, об отсутствии такта. А для меня он человек без кожи, и вся его нарочитая грубость - не что иное, как невозможность смириться с несправедливостью и настоящая боль. Кто в юности не спорил с миром, не противопоставлял себя обществу? Юность и бунт суть синонимы. Но у Маяковского этот бунт получился не ради бунта, а ради правды. 

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Разве в стихотворении "Вам", написанном в разгар Первой мировой войны, оскорбление читателей? Я вижу здесь презрение к тем, кто наслаждается обывательской жизнью, в то время как солдаты гниют и погибают в окопах. Не рискну вставить последнее четверостишие (дзен вряд ли будет разбираться, что нецензурное слово произнесено великим поэтом), но в школе, будучи ученицей, я прочитала это без стеснения и горжусь.

Яндекс.картинки
Яндекс.картинки

И когда слава о скандальном поэте в жёлтой кофте бежала быстрее, чем он в компании футуристов гастролировал по городам, подготовленные слушатели замечали, что остальные кривляются ради эпатажа, а этот, даже эпатируя, остаётся талантливым, и это не спрячешь. Неизбитые образы, новаторские рифмы, особая строфика - все это привлекало внимание и удивляло, но не оставляло равнодушным. 

Маяковского обвиняли в том, что он предлагал Пушкина и иже с ним "сбросить с корабля современности", то есть предать забвению. Но, позвольте, разве об этом они говорят в манифесте "Пощёчина общественному вкусу"? Не забыть признанных авторов, а обновить язык и форму, потому что время другое, люди иные, а поэзия, она ж про актуальное, про живое, а не про "хрестоматийный глянец". Да и кто, как не реформатор Маяковский, мог понять Пушкина, такого же реформатора, на полвека опередившего свое время?

Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
Мне
при жизни
с вами
сговориться б надо.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.

Любить поэта - это значит не слепо восхищаться, а смело спорить, сидеть на одной скамейке, соглашаться, ругаться и мириться, как с живым.

Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы
по-моему
при жизни
— думаю —
тоже бушевали.

Помню, в 11 классе анализировали стихотворение "Адище города". Одноклассники воспринимали это как ненужную обязаловку, но для меня (есть такой грешок) анализ текста - это безумно интересно. Тем более такого текста. Я и сейчас читаю его и начинаю задыхаться от ужаса (мне кажется, я испытала бы что-то подобное, окажись на Бродвее в Нью-Йорке: не восхищение, а страх перед этим асфальтовым чудищем):

Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки́.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.

Но знаете, что для меня самое главное в истории Маяковского? То, как обошлась с ним революция. До 1918 года он был признанным гением, а практически каждое его стихотворение являлось шедевром, про что бы ни было написано: про войну ли, про любовь к женщине или одиночество в толпе. Вспомните "Скрипку и немножко нервно":

«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»

Вспомните "Ко всему":

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот - я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.

Вспомните "Лиличка", "Флейту-позвоночник" - это же настоящие песни любви, пожалуй, самое романтичное, что я читала!

Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.

И весь этот талант, этот гений Маяковский сознательно променял на служение революции. Нет, в то непростое время многие перекинулись, потому что хотели свободно писать и жить, втайне же жаждали освобождения. И это роднило всех "перебежчиков" между собой, так как было понятно и знакомо: писать одно, а думать другое. Но Маяковский верил в революцию и советскую власть (сначала) совершенно искренне и главной своей задачей считал служение народу. Проще это делать было не через причудливые стихотворные образы, а напрямую: через агитки, стихи в окнах РОСТа. Но это, конечно, уже было не искусство...

И вот, когда разочаровался в новой власти, остался совсем один, всем чужой. Коллеги по цеху не простили "предательства", а может, просто не доросли. А служение его уже было никому не нужно...

Если бы любимая женщина и дети поддержали! Но лишён и этого. Все возлюбленные оказывались слишком мелки для него, пасовали перед его всепоглощающей любовью, им бы что-нибудь поспокойнее, попроще, а он так не умел...

Яндекс.картинки
Яндекс.картинки

У меня такое крайне редко бывает, когда я восхищаюсь и поэтом, и человеком одновременно. Любя стихи Есенина, я не могу не замечать его слабостей: жестокости к женам, равнодушия к детям. Восхищаясь творчеством Толстого, я задаю ему вопросы про отношение к женскому полу. К Маяковскому у меня претензий нет. Для меня это человек высоких моральных качеств, способный переступить через низменные чувства и оценить настоящее, что подтверждается его стихотворением "Сергею Есенину":

Вы ушли,
как говорится,
в мир в иной.
Пустота…
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.

Нет, Есенин,
это
не насмешка.
В горле
горе комом —
не смешок.
Вижу —
взрезанной рукой помешкав,
собственных
костей
качаете мешок.
— Прекратите!
Бросьте!
Вы в своем уме ли?
Дать,
чтоб щеки
заливал
смертельный мел?!
Вы ж
такое
загибать умели,
что другой
на свете
не умел.

Не соглашался, но ценил.

Я могу говорить о Маяковском долго и восхищённо, но нужно ли это? Ведь кто-то, как мой тренер, неправильно понял слова Сталина о лучшем советском поэте и возненавидел. Кто-то не даёт себе труда почитать и подумать. А кто-то, как я, все знает и так. У меня нет цели кого-то переубедить, все люди имеют право на собственное мнение. Я только хочу, чтобы оно было основано на знаниях и фактах, подкреплено эмоциями от прочитанного, а не бездумно слизано у большинства...

Друзья, а вы в каком лагере: хулителей или почитателей? Есть ли у вас любимые стихи Маяковского? Я очень люблю "Маму и убитый немцами вечер". Буду рада узнать ваше мнение и приглашаю в комментарии. Не забудьте лайк👍, если вам понравилась статья.

#русская литература #поэзия #серебряный век #стихи #футуризм #маяковский #чтение

Спасибо, что прочитали!