Тема отчётности в музыкальном образовании - одна из "сквозных" на канале. Об экзаменах пишу нередко.
Мои ДМШовцы "сдаются" с завидной регулярностью - проще говоря, выходят на сцену при малейшей на то возможности. На сегодняшний день, наш минимум сольных испытаний - 5-7 в полугодие. Не претендуя на стабильно высокий статус мероприятия, мы с детьми горячо поддерживаем настрой педагогов на обучающую силу концерта, академического зачёта или локального состязания. Слушаемся беспрекословно - едем, куда следует, и играем (не говоря уже о регулярных выходах на сцену "родного" зала).
Я никогда не скрывала, что у старшей дочери в процессе взросления обозначился глубоко смутный период. Писала об этом: с середины второго класса, срывались на корню или заметно страдали чуть ли не все подряд показы комиссии. В течение нескольких месяцев, ребёнок периодически "выпадал в осадок" на сцене, гулко ревел, сдавался без боя и уходил с позором. Из школы за это, конечно, никто не выгнал ("академы" впоследствии качественно переигрывались), но репутация была подпорчена всерьёз и надолго.
Нынче нет у меня моральных сил пересказывать свою боль. К слову, она в прошлом: девочка Нина, пятиклассница "предпрофа", теперь весьма благополучна и конкурентноспособна. Нет, не всегда и не стопроцентно; сбои по-прежнему случаются - однако, хватает самообладания идти дальше и довершать образ. Успешные расклады фиксируем всё чаще!
С чем я связываю постепенный выход из кризиса, при таком тяжёлом старте? Нет, не с изменениями на уровне физиологии - хотя они, в период с 8 до 11 лет, значительны. И не с гармонизацией климата в семье, увы. Не с обретением какой-либо самостоятельности, не с расширением взглядов на мир у подростка, по сравнению с капризной малышкой. С дозреванием отдельных функций - пожалуй, возможно.
А так-то, в целом, мы стали совершенно иначе вкладываться.
Нам казалось когда-то: мол, "работаем"! А мы (по моим нынешним меркам) лишь касались материала урывками, проскакивали по верхам, не ведая истинных признаков класса и тонкой проработки.
Я родила своего младшего, четвёртого ребёнка незадолго до тех событий. Декретный отпуск был моей отдушиной: легальное освобождение от внешней занятости немало согревало мне душу. Ещё в период ожидания, я планировала небывалый "прорыв" в делах старших. И думалось мне, что впереди полтора года незамутнённого счастья и стопроцентной отдачи.
Неприхотливый малыш Дмитрий рос по-походному, в девятидневном возрасте впервые посетил музыкальную школу - да так в ней и "осел", до тех пор, пока не отправился в ясельную группу. Спал у меня на руках, кушал в разнообразных декорациях, катался в коляске по автобусным и подземным маршрутам. Позже ползал, потом и шагал под роялем...
В пролактиновом плену, я занималась исключительно образованием детей - больше ничем. Налаживала нехитрый быт, как всегда упущенный при былых непомерных педнагрузках. Увлечённо, самозабвенно таскала подрастающих ребят на занятия, бегая "по пересечённой местности" со своей заслуженной люлькой. А тут вдруг такое разочарование со стороны дочки...
Не скрою, паниковала: отпуск - штука мимолётная, работу никто не отменял, учёба у детей всё напряжённее, ответственность возрастает, ни от чего не откажешься. Психологическая нестабильность девочки Нины выносила мне мозг - и проявлялась она во всём, включая общее образование. Каждый из троих сыновей требовал индивидуального внимания: Пётр неожиданно проявился как потенциальный музыкант. Дмитрию стукнуло полтора, круг замкнулся, декретный эскапизм не имел более смысла. И поняла я вдруг: не включусь в преподавание нынче - а включусь ли вообще? Осознала отчётливо, что предстоит научиться семейному росту в экстремальных условиях, глубоко отличных от отпускной оранжереи. Вспомнила своё извечное - "Не благодаря, но вопреки"!
И вот уже почти полтора года... как мы сообща реализуем намеченное. Всё это время я веду Дзен-канал, делюсь своими наблюдениями, радостями и честной рефлексией. Юный Дмитрий приближается к трёхлетию, Анатолий готовится в школу, а на Петра и Нину уже вполне можно положиться по-взрослому.
За эти полтора года, несмотря на тяжёлые для семьи потери, у детей прибавилось позитива и уверенности в своих силах. Спартанский график, обусловленный моей занятостью, пошёл всем на пользу. Мы научились прессовать события, упаковывать в сутки разнообразное содержание, обходиться без нытья - и надеяться только на себя любимых.
Мы стали принципиально по-новому считать время, создали схемы взаимоподдержки. На первый взгляд, ресурс для подъёма детей значительно сократился - по факту же, резко выросла производительность труда.
Предположим, есть всего лишь час для решения, совместно с мамой, текущих проблем по специальности - отлично! Пусть час, но из этого часа мы-таки выжмем максимум. В своей умиротворённой декретной действительности я бы и не заметила подобного сокровенного часа. Парадоксально, но... объём "детских" работ возрос в разы, качество пошло в гору и воплотилось в концертной жизни, в ряде конкурсных баллов - а ещё и в прекрасной, нежнейшей, пронзительной дружбе с педагогами (не без кризисов, но тем более честной и крепкой).
Фактически, за этот период до меня дошло: невозмутимость и стабильность на сцене не приходят сами собой - и не следуют напрямую из хорошего настроения, сытого желудка, пресловутой "погоды в доме". Здесь работает ЗАПАС ПРОЧНОСТИ. Чем дальше, тем более однозначно работает.
И, кажется, я научилась его добиваться и его удерживать - применительно к музыкантским делам моих детей. Вопрос не только времени, но и степени проникновения, вовлечённости, заинтересованности взрослого помощника. Вопрос регулярного и живого контроля - изо дня в день, от урока к уроку, от зачёта к зачёту.
Иными словами, вложения - трудовые, эмоциональные, организационные - неизмеримо выше случайности, будь она радостна или депрессивна.
Пахал знатно - с хорошей вероятностью, отлично выступишь. Не получится сразу - значит, "срастётся" завтра, послезавтра, если продолжать в том же духе. Или же - через год, через два: тоже вариант, тоже рабочий и достойный внимания. Главное - не сдаваться, не заниматься самообманом, "мониторить" окружающую среду... и уж точно не экономить доступный ресурс на детских проектах.
Создавать условия, адекватные замыслу. "Добывать" для детей лучшее!
Так мы пришли к единственно правильному для себя решению - вывели "домашние" музыкальные занятия за пределы квартиры, вознеся их тем самым "на пьедестал", выдернув из бытового контекста. Дети быстро прониклись темой хороших роялей.
А кстати, как попасть на хороший рояль? Не спешить в будни вечером из музыкальной школы домой. Рано вставать по субботам - собираться, ехать, штурмовать.
К подобным выводам я пришла не слишком давно. А ведь ещё каких-то три года назад - недоумевала, где же результат... Смешно и грустно.
Ситуации наподобие "разволновалась", "разнервничалась" были мною пересмотрены. Истинный их смысл - недоработка ученицы. В нашем случае - также недоработка мамы, что гораздо опаснее.
Есть верность музыке, есть труд, есть опыт. Какой из факторов важнейший - сказать затруднительно.
Точно знаю, что материнская мотивация творит чудеса. Нередко, успехи детей напрямую зависят от физических/организационных способностей родителя. Не побоюсь сказать - от уровня родительского мышления.
Всем добра и сил побольше!