Найти в Дзене

Акт творчества

Акт творчества происходит при слиянии сильного желания и свободы. Сильного желания понять, как устроено нечто, что изучаешь, свободы от навязанных стереотипов и свободы самовыражения. Изучение иллюзий восприятия иногда помогает понять степень зависимости от таких запретов в познании. Вспоминается один из опытов. В звуконепроницаемой и светонепроницаемой комнате на расстоянии нескольких метров от линии взора ставят маленькую лампочку, которая выглядит в виде светящейся точки во тьме. Обычно эта точка уже через несколько мгновений начинает двигаться: вправо, влево, вверх, вниз - и лишь у некоторых она начинает лететь вперед, преодолевая стену изолированной комнаты. Мозг преодолел материальность стены.
Творческий акт — это свобода в преодолении запретов. Кто ставит стены? Общество, учителя, значимые родные и друзья. Вырабатывается стойкий условный рефлекс: впереди стена, осторожно, можешь разбить себе голову. Кто-то сразу от

Акт творчества происходит при слиянии сильного желания и свободы. Сильного желания понять, как устроено нечто, что изучаешь, свободы от навязанных стереотипов и свободы самовыражения. Изучение иллюзий восприятия иногда помогает понять степень зависимости от таких запретов в познании. Вспоминается один из опытов. В звуконепроницаемой и светонепроницаемой комнате на расстоянии нескольких метров от линии взора ставят маленькую лампочку, которая выглядит в виде светящейся точки во тьме. Обычно эта точка уже через несколько мгновений начинает двигаться: вправо, влево, вверх, вниз - и лишь у некоторых она начинает лететь вперед, преодолевая стену изолированной комнаты. Мозг преодолел материальность стены.
Творческий акт — это свобода в преодолении запретов. Кто ставит стены? Общество, учителя, значимые родные и друзья. Вырабатывается стойкий условный рефлекс: впереди стена, осторожно, можешь разбить себе голову. Кто-то сразу отходит от стены, и предупреждает всех - здесь можно сломать голову. Еще и книгу про это напишет, чтобы все поколения
были ему благодарны за то, что он спас их от головной боли, а может быть и самой смерти. Он чувствует себя героем - ради жизни на земле предостерегает он людей о грозящей опасности. Большинство верит, что так и есть. Впереди стена. Она непреодолима. Но у некоторых появляется сомнение, остается желание узнать, что там, за этой стеной.
Есть еще один вариант — "паталогически творческий". Такой человек, увлеченный страстным желанием понять нечто, не видит стену. Может он не читал книжек того, кто предупреждал человечество об опасности? Читал. Так в чем же дело? Может он самоубийца? Нет, он и не думал умирать. Он просто забыл про стену, как забывают о самых простых вещах люди, склонные страстно искать решение, ища новый путь. Он, движимый энергией творчества, забыл про запреты, а когда нашел решение или написал шедевр, увидел, что тот рубеж, где должна была стоять стена, пройден. Стена была иллюзией восприятия.

Пифагор открыл путь к мудрости через созерцание и постижение
законов мироздания. Он, обобщив древнейшие знания, проник в суть
числового порядка, назвав его космосом. Этот порядок управляет движениями душ и тел, создавая божественную гармонию. Почувствовать и понять эту гармонию - задача человека, стремящегося к мудрости. «Прекрасно зрелище небосвода и движущихся по нему светил для тех, кто способен усмотреть порядок в этом движении, причастность к первосущему и умопостигаемому – числам и пропорциям», - учил Пифагор.
Человек вечно стоит перед выбором: утонуть в хаосе личных страстей или обратить свою душу к небу, звучащему космосу бытия, найти путь к звездам. Первый путь – в болезнь, второй – к выздоровлению.

http://www.psycosmology.org/books/