Приветствую вас, друзья!
Сегодня у нас будет очередной прощальный пост и прощаться мы будем со многими любимой и уютной станцией Старопролетарская, что прячется в Кузьминках за домами по чётной стороне Зеленодольской улицы. Почему пост будет прощальным? Потому что станцию ждут большие перемены. Поскольку в настоящее время она обслуживает лишь одно предприятие, а именно Карачаровскую металлобазу, но при этом делит надвое Окскую улицу, было принято решение практически полностью разобрать существующее путевое развитие, а для грузовых операций с металлобазы построить практически с нуля новую и в стороне. И работы уже начались, а закончиться должны, согласно плану, в IV квартале 2022-го года, так что с большой долей уверенности можно сказать, что для той старой и всеми любимой Старопролетарки эта зима будет последней.
И, хотя, из-за собянинских строек вокруг, этот уголок старой промышленной Москвы уже сейчас смотрится совсем не так как раньше, но всё же мы с коллегой решили в прошлую пятницу по случаю солнечной и морозной погоды воспеть её напоследок и запечатлеть для потомков. Тем более, что зимних фото оттуда у меня никогда не было. А как всё будет устроено после перестройки я объясню по ходу дела.
Здесь стоит сделать маленькое отступление для тех, кто не в курсе почему используется это неофициальное название станция Старопролетарская, хотя, по факту она не является отдельной станцией. Процитирую сам себя из более старого рассказа:
Прямо посреди жилых кварталов уютно расположился тупичок, от которого и начинается собственно станция и теперь уже по сути бывший огромный куст подъездных путей, который тянется до самой Новопролетарской. Строго говоря, ходят споры что такое есть Старопролетарская и что такое Новопролетарская. Кто-то называет Старопролетарскую старым парком Новопролетарской, кто-то вообще их разделяет, но, если исходить из найденных источников Старопролетарская появилась раньше, а Новопролетарская на линии Перово - Бойня - Симоново появилась позже. Но, в общем и целом, названия в железнодорожной среде вполне себе устоялись, так что будем называть её Старопролетарской.
Ну, а теперь давайте гулять!
Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!
1. Вид на станцию с тупика у Зеленодольской улицы. Нам повезло. Как раз, когда мы подошли - на станции шла снегоборьба.
2. Да именно так, снегоборьба, а не уборка или чистка снега. Это исключительно железнодорожный термин, с которым вы не встретитесь ни в какой-либо иной отрасли. Он включает в себя комплекс мер по предотвращению снеговых заносов, защите пути от снега, а также непосредственно снегоуборке - очистке жд путей и стрелочных переводов.
3. Всех этих домов вокруг станции ещё сравнительно недавно по историческим меркам не было и близко.
4. А, например, в 70-е это было вообще весьма-таки злачное место (Источник).
5. Теперь в этих краях от былых времён практически ничего не осталось, а скоро начнут разбирать и станцию вплоть до створа Окской улицы, которую ныне станция делит на две несвязанные части. Собственно ради этого всё и задумано. Планируется соединить две половины Окской улицы, а также Проектируемый проезд № 770А со 2-м Вязовским проездом. Существующее путевое развитие станции будет практически полностью разобрано.
6. Красота! Эта штука называется пневмоочистительная машина ПОМ-1М. Её цепляют к локомотиву.
7. Слева от станции на месте гаражей уже готова площадка под очередной "муравейник"... Желающие могут сравнить с тем, как всё выглядело ещё сравнительно недавно в моём более старом рассказе, где я делал подборку из летних снимков 2018-го года и осенних 2019-го.
8. Машинка уехала на манёвры, но мы ещё её увидим.
9. Взгляд назад в сторону тупичка.
10. Решили взглянуть, что осталось от подъездного пути бывшего комбината железобетонных конструкций № 2 «Мосстройкомплект».
11. Взгляд назад. Светофор погашен и закрещен. Навсегда.
12. Бывший переезд у Рязанского таможенного поста.
13. Недолго этому всему осталось.
14. Раньше здесь начинался целый куст подъездных путей КЖБК № 2. На него заходило аж три подъездных пути, а ещё один вёл в собственное депо (его здание пока ещё видно в кадре слева). Теперь это всё в прошлом.
15. Часть территории КЖБК (справа) уже застроено "муравейниками" ЖК Balance (1-я очередь). Догадайтесь сами, где скоро вырастет 2-я очередь...
16. Больше тут собственно смотреть было нечего. Пора двигаться обратно на станцию.
17. Люблю зимние закаты.
18. Кстати, вспомнилось, что в 2018-м году у этих светофоров были синие линзы. Потом почему-то заменили на красные.
19. А вот и наш старый знакомый!
20. "Машка" тянет ПОМ-1.
21. А вот грузовой работы на станции, к сожалению, не велось.
22.
23. Горловина. Резко вправо уходят заброшенные пути ЗАО «Мостранссклад», филиал № 1 (Вязовский). Посередине - единственный действующий подъездной путь на Карачаровскую металлобазу ОАО «Металлсервис». Левее - ветвь к Новопролетарской. Вдали уже виднеется забор и буровая установка. Это стройплощадка новой станции, которая будет построена взамен существующей.
Здесь останутся только два тупиковых пути, один с металлобазы на 9 вагонов и ещё один для отстоя локомотива. Сама новая станция будет включать 4 приёмо-отправочных пути и один главный, соединяющий её с Новопролетарской. Собственный локомотив с металлобазы будет выталкивать вагоны к тупику, а локомотив РЖД забирать их оттуда и уже на станции формировать состав. Нарисовал схемку, как всё будет устроено на базе схемы c www.openrailwaymap.org (откроется в новом окне).
24.
25. Красиво здесь зимой. Жаль, что к следующей зиме всё будет уже иначе.
26. Недействующие светофоры давно заброшенных подъездных путей ЗАО «Мостранссклад».
27. Заглянул на территорию, пути уже даже не видно.
28. Светофоры, словно, памятники канувшим в небытие временам.
29. Ворота металлобазы. Единственное предприятие, которое продолжит свою работу и не даст Кузьминскому подъездному пути, как ещё называют нынешнюю ветку от Новопролетарской к Старопролетарской, умереть окончательно. Но станция теперь будет вот там, слева, где виднеется "голова" буровой установки.
30. Взгляд назад. Будущие тупики будут примерно по линии синего забора гаражного кооператива (справа), чуть-чуть не доходя её.
31. Двигаемся в сторону Новопролетарской. Слева уже отгорожена стройплощадка, размещены бытовки. Ведётся вырубка деревьев и бурение основания будущей подпорной стены. Здесь, разумеется, вместо рощицы теперь и шумозащитные экраны РЖД будут и вообще всё, как мы "любим".
32. Фактически это будет первый за долгое время новый грузовой парк Москвы, что по нынешним временам - нонсенс. Хотя, формально и является переносом старого.
33. Строительная техника уже здесь. Но деревья ещё не все вырубили. Впрочем, это вопрос времени.
34. Давно заброшенное ответвление на территорию 239-й Конторы материально-технического снабжения Министерства обороны РФ.
35. Взгляд назад.
36. А вот здесь деревья уже вырубили.
37. Бывшее ответвление на ВНИИМЕТМАШ им. академика А. И. Целикова и Центральный ремонтно-механический завод – филиал ОАО «Мосэнерго». Справа тоже что-то бурят. Вероятно, что это также относится к будущей новой станции.
38. Взгляд назад.
39. Площадка большая. Но это собственно и логично, коли тут намечено прохождение пяти путей, включая существующий.
40. Взгляд назад. Здесь заканчивается Стахановская улица.
41. Идём дальше. Впереди ещё два недействующих ответвления: на бывшие машиностроительный завод «Молния», завод «Сатурн» и снесённое под корень ЗАО «Предприятие "Моссоль"», территория которого уже полностью застроена человейниками вместе с частью территории завода «Молния».
42. Бывший путь завода «Молния».
43. ОАО «Моспищестрой». Сюда, по всей видимости, тоже когда-то вела железная дорога.
44. Взгляд назад.
45. Корчуют пни.
46. Повернувшись назад я увидел луну и лунно-белый сигнал светофора. Это могло означать только одно: скоро будет движуха.
47. Вид издали. Буровая и армокаркасы будущих свай.
48. А вот и движуха подоспела!
49. "Чмуха" потащила на Старопролетарскую небольшой состав полувагонов.
50.
51. Справа и слева - территория завода «Сатурн». На этом мы с коллегой распрощались, ему нужно было вернуться обратно к Зеленодольской, а мне нужно было попасть к метро «Стахановская».
52. Взгляд назад.
53. Красивая кривая.
54.
55. Приближаемся к переезду на 2-м Грайвороновском проезде.
56.
57. Взгляд назад.
58. Переезд.
59. И наконец я вышел к утопающей в снегу и лучах заката Новопролетарской, сделал этот снимок и побежал к метро, ибо весьма хорошо задубел на морозе к тому моменту.
60. Бонусом - фото от коллеги, сделанное на обратном пути к Зеленодольской с уже хорошо знакомой нам "Машкой".
Вот такая история. Ветвь будет жить, но нынешняя Старопролетарская скоро канет в лету. Так что, если кто-то захочет напоследок по ней прогуляться и поностальгировать - спешите. Время идёт стремительно и не щадит ничего, особенно в собянинской Москве.
На этом всё. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
#москва #железная дорога #строительство #промышленность #ювао #кузьминки #старопролетарская #новопролетарская #можд #поезда