Обзор предыдущей серии здесь. Серия сразу начинается с кульминации рассказа «Меньшее зло», не давая зрителям времени на разгонку. Геральт приходит на базарную площадь, где уже началась ярмарка, и мирные люди вокруг только подчеркивают трагизм ситуации. Там же собрались головорезы Ренфри. Но ведьмак уже принял свой допинг, поэтому он на лету отбивает арбалетный болт и принимает бой.
Сначала он демонстрирует навык телепортации, но потом без всяких фокусов начинает свой жуткий танец. Вообще битва с бандитами, сделанная поляками за три копейки, впечатляет даже сейчас. Геральт двигается мягко и стремительно, каждый точно отмеренный удар несет гибель. При этом бандиты не выглядят недалекими статистами, набегающими по одному, нет, они действительно пытаются дать отпор, но тщетно. В общем, мясник из Блавикена получился у Жебровского хоть куда.
После бойни появляется Ренфри, которая отклоняет предложение ведьмака немедленно покинуть город и бросает последний вызов. Поединок Геральта и Ренфри также хорош — как и в книге, он молниеносный, но живой, убедительный, яростный, оба актера ведут себя как профессиональные бойцы. Ренфри погибает, а Геральт остается один — гости ярмарки давно разбежались. Это первое отличие от рассказа.
Никто здесь не бросает камни в ведьмака — видимо, все в ужасе. Стрегобор тоже не приходит на площадь. Геральт идет к нему сам, но тот не впускает его в башню. Он говорит, что все видел в кристалле, но не хочет быть причастным к скверной истории. Ведьмак подавлен и в сердцах восклицает, что он хуже Ренфри, у которой хотя бы была отвага. Стрегобор в ответ из-за двери кричит, что она сожгла святилище Мелитэле и выжила только Цири, после чего советуют Геральту делать так, как тот решил, не откланяться от своего пути.
Интерпретация рассказа в сериале мне понравилась, но сценарист напрасно разделил его на две серии — яркая и душераздирающая развязка как-то потерялась.
Белый Волк покидает Блавикен в одиночестве — улицы будто вымерли. По дороге его нагоняет Лютик. Геральт в глубокой депрессии, поэтому он бормочет, что люди — это чудовища, которых тоже нужно уничтожать, и задается вопросом, зачем ему вообще их защищать, так как это подлая раса. Книжный ведьмак не позволял себе таких речей и вообще держал себя в руках.
Лютик мудро говорит в ответ, что все люди разные, среди них есть и хорошие. Но так как Геральт избрал дорогу битвы, то чаще встречает плохих. Бард напоминает, что в мире еще есть любовь, дружба, поэзия. Геральт в ответ говорит, что едет в лес Брокилон, но Лютик может поехать вместе с ним, если захочет. На привале бард с чувством исполняет довольно приличную балладу, Геральт чуть не плачет. Очень сильный момент.
На следующий день Геральт и Лютик продолжают свой путь. Бард как всегда беспечен, но ведьмак советует ему не щелкать клювом. На пути в Брокилон они получают пару предупреждающих стрел, но все-таки добираются до священного леса. Лютик воодушевлен грядущей встречей с дриадами и строит романтические планы, но Геральт предостерегает барда от любой попытки строить глазки лесным нимфам.
В оригинале дриады целибат не соблюдали, но мужчин в своих лесах не терпели. Вообще Лютик, если сделать скидку на возраст актера, получился вполне каноничным, актер по-настоящему проникся ролью. Во время очередного привала перед Брокилоном Геральт говорит, что хотя ведьмаки и выглядят неуязвимыми, они тоже погибают, так же как и чудовища, так что и тех, и других становится все меньше. Это мостик к книжной саге, хотя в сериале цех ведьмаков вполне процветает, тогда как в оригинале их осталось совсем немного, а новых вообще не делают.
Наконец из леса выходят эльфы. Геральт протягивает им перстень, и на рассвете их все-таки пропускают в Брокилон. Впрочем, владычица дриад Эитнэ говорит, что в Брокилоне Цири нет и советует поспрашивать эльфов-беженцев. Один из них рассказывает о расправе над святилищем. Но эти кадры я не могу прикрепить — дзен не поймет. Также эльф вспоминает, что видел рыцарей ордена Белой розы, и Геральт наконец складывает два и два.
Эитнэ говорит, что в любом случае не сможет дать приют Цири, ведь тогда Брокилону придет конец. Княжну ищет император Нильфгаарда. Ведьмак ссылается на Нэннеке и твердит, что если император получит потомство от Цири, то это станет концом старого мира, а всех гуманоидов перебьют.
Почему империя в книгах не увлекалась национал-социализмом я уже писала, а книжные эльфы ее вообще поддерживали. Дриады же в свою очередь помогали эльфам.
В общем, начинается невразумительная речь про святую кровь, которая всех сплотит. Но владычица Брокилона возражает, что новый мир невозможен без войны, а они пацифисты. Она рассказывает ему о судьбе дочери Моренн, которая погибла, защищая Брокилон, но с его именем на устах. На этой печальной ноте они расстаются.
Геральт вместе с отрядом эльфов, краснолюдов и огорченным фиаско с дриадами Лютиком натыкается на рыцарский отряд Нильфгаарда. При этом ведьмак знаками предлагает главному эльфу напасть на них, но тот отказывается — мол, слишком близко от Брокилона. В книгах Геральт хотя и выступал против ксенофобии и нормально общался с другими расами , но никогда не принимал их стороны с оружием в руках за исключением погрома в Ривии. Однако тогда он защищал друзей. Так что поведение сериального Геральта удивляет. С другой стороны, этот ведьмак глубоко разочарован в людях и вообще в депрессии.
Ночью Белый Волк выслеживает рыцарей и с помощью ведьмачьего приема подслушивает разговор двух типов в смешных рогатых шлемах. Те говорят о Цири и о встрече с Фальвиком. Геральт переодевается в доспехи и плащ нильфгаардца — реквизит завалялся у эльфов — и вместе с Лютиком отправляется в город, хотя честно говорит, что одному ему было бы проще. Ведь бард в бою бесполезен.
Пока Геральт нежится в отдельном банном кабинете, Лютик привлекает нежелательное внимание Цикады — человека Фальвика. Впрочем, он решает не тратить время и сразу проходит к ведьмаку. Правда, пока тот накрыт полотенцем, он думает, что это посланник императора, но стоит Геральту открыть личико, конспирация летит к лешему — они же встречались в Блавикене. Ведьмак разбирается с Цикадой, а банщику говорит, чтобы тот запер в кабинете рыцарей, которые будут искать Цикаду и не болтал. Как будто хлипкая дверь выдержит удары железных кулаков! Геральт уходит, а банщик заглядывает в кабинет и видит убитого Цикаду.
За «Меньшее зло» поставлю пятерку с минусом, все остальное — вольная, хотя и эмоционально убедительная фантазия на тему. Однако вот эти разговоры про святую кровь раздражают. Тонкий намек на Грааль? Сапковский в саге активно играл с этим мифом, но в рамках сериала такие речи кажутся как минимум странными. Так что за это четверка.
#ведьмак #меньшее зло #брокилон #ведьмак сериал