В своё время я держал про запас такой фокус… Когда мои друзья-меломаны в полемическом запале по поводу «какая песня группы N лучше», почти доходили до драки, я остужал их пыл простой фразой:
- Да что там N? Вы музыки настоящей еще не слышали!
Обычно при этих, явно провокационных словах, друзья застывали.
- ?????
- Вот, к примеру, тропикал-рок. Бразильцы.
И называл им имя этой рок-группы, а затем включал им пару композиций. Споры на этом заканчивались, и мы мысленно погружались в дебри Амазонки. Или представляли, что бродим по улицам Рио-де-Жанейро, но, в отличие от Бендера не в белых штанах, а в джинсах классической расцветки…
Читатели и подписчики канала ЮРИЙ КИСЛОВ знают, что я детально и скрупулезно исследую рок-архивы шестидесятых. В КАТАЛОГЕ (зайдите - убедитесь), я в алфавитном порядке уже расположил более ста пятидесяти рок-команд с соответствующими ссылками в ДЗЕНе, который постоянно пополняю. Так что заходите и владейте!
А сейчас обратимся к удивительной бразильской рок-команде OS MUTANTES, не рассказав о которой хотя бы вкратце, я буду считать, что моя миссия в отношении Латинской Америки не выполнена.
До того, как они окончательно утвердились с этим названием, команда имела такие имена, как THE WOODEN FACES, O CONJUNTO и SIX SIDED ROCKERS. Толчком к окончательному варианту названия стал прочитанный ими роман "O Planeta Dos Mutantes". Я попытался найти имя автора романа, но наткнулся в интернете на такой мощный пласт мутантов, монстров, зомби и прочим вурдалаков, что даже растерялся. «Планета мутантов»… Такое название носит с десяток романов и комиксов, изданных в разных странах мира. Короче, да ну их!
Отвлекусь еще немного. Если у вас есть внуки и дети еще неиспорченного возраста, рекомендую им список книг, которые обязательно нужно прочитать каждому (это одна из первых моих статей на канале ЮРИЙ КИСЛОВ).
А теперь в Бразилию!
OS MUTANTES был создан в 1966 году. Как я понимаю, там, за время его существования, прошла туча музыкантов. Но основа и творческое ядро – это трое. Два брата Баптиста – Арнальдо (бас-гитара и клавишные), Серджио Диас (гитара) и Рита Ли (вокал). Рита Ли – это вообще отдельная история, я расскажу о ней ниже.
«Мутанты» частенько появлялись в программах бразильского ТВ. В это время формировалась музыкальная философия тропикалистов: своеобразный ответ южноамериканцев британскому, североамериканскому и европейскому року. В 1968 году они стали одними из участников легендарного сборника "Tropicalia: Ou Panis Et Circenses".
Здесь необходимо отвлечь ваше внимание на политику. Дело в том, что в 1964 году к власти в Бразилии пришла военная диктатура под руководством Умберта ди Аленкара Кастелы Бранку. И все это длилось до 1985 года. Власть внимательно следила за разного рода недовольными, была введена жесткая цензура, и допустить любое проявление свободомыслия в те времена было опасно. Так что этот сборник, на обложке которого просматриваются фигуры полицейских, был своего рода полускрытым протестом и актом диссидентства.
В 1968 году вышел их дебютный полнометражник под одноименным названием.
Альбом «Os Mutantes» – это бразильские традиционные стили, удачно и весомо вошедшие в канву британо-американской психоделии. Там есть несколько каверов, например, песня «Once Was a Time I Thought» группы THE MAMAS & THE PAPAS, которая в переводе на португальский превратилась в «Tempo no Tempo».
Один хит "Bat Macumba" что стоит!
AllMusic обозначил альбом «дико изобретательным путешествием, которое ассимилировало оркестровую поп-музыку, причудливую психоделию, конкретную музыку,звуковую среду, [а также] гитары фуззтона и басовые партии «go-go», заключив, что «он гораздо более экспериментален, чем любой из альбомов, выпущенных первоклассными психоделическими группами Великобритании или Америки.» Немного заумно, но оценка впечатляет.
Критика во всем мире была восхищена. Пластинка фигурирует под номером 9 из 10 лучших латино-рок-альбомах всех времен по версии журнала Rolling Stones.
Юрий Гуржи (ЗВУКИ РУ) пишет:
…Нередко песни с этой пластинки напоминают Битлз - но не какой-то конкретный альбом, а все сразу. 36 минут дебюта группы - это трип, Magical Mystery Tour по Стране Чудес. Если вы не слышали этого альбома, описать его - задача не из легких. Представьте себе: вы в весело разукрашенном автобусе, за окном мелькают сказочные пейзажи, доносится стройное многоголосье поющих экскурсоводов. А радиоприёмник в вашем плеере сошел с ума - и все местные радиостанции ловятся на одной частоте - и вот - в правом ухе безумные смешки, свист, в левом - фрагменты какой-то классики - да, конечно, я помню эту мелодию, ах нет, это не она - а вот уже что-то похожее на босса-нову, скрипки, а может быть, это так удивительно звучит гитара...
В 1969 году вышел их второй лонгплей «Mutantes». Он тоньше, и я бы сказал, изысканнее, чем первый. Помимо сохранившегося чувства юмора, музыканты широко используют на фоне экспериментов разные посторонние шумы, типа отрывков из радиопередач, телепрограмм и автошумов. В это время в Бразилии неспокойно: студенческие демонстрации, льется кровь, власти свирепеют… Похоже на жутковатый карнавал.
Помимо троицы, имена которой я уже написал выше, в записи диска участвовали Динхо Леме (барабаны), Зе до Ранчо (аккордеон, бразильская гитара под названием «виола кайпира» и вокал), гитарист Клаудио Сезар Диас и аранжировщик Рожерио Дюпра.
Rolling Stone Brazil поставил его на 44-е место в списке 100 лучших бразильских альбомов за всю историю.
OS MUTANTES обожают театрализованные концерты. Ли выходит к зрителям в свадебном наряде, Диас натягивает на себя наполеоновскую форму, а Арнальдо – сутану католического священника. И это бесит власти, тем более, что участники группы все более и более погружаются в бездну, именуемую наркотиками.
В 1969 году из страны выдворяют идеологов тропикалии, старших наставников группы - Жила и Велозо. Музыканты основывают за городом Сан-Паоло коммуну, где процветают свободная любовь, наркотики и прочие сопутствующие прибамбасы.
В 1970 году на свет появляются сразу два альбома "A Divina Comedia ou Ando Meio Delsigado" ("Божественная Комедия, Или Я Немного Отъехал"). Название заглавной композиции можно перевести как «Аминь, Люцифер». Песня «Ando Meio Desiglado» становится международным хитом.
Этот альбом кто-то из музыкальных критиков назвал гениальным. Не знаю, не знаю… Лично мне не хватает знания португальского языка, чтобы оценить его. Но то, что это сильнейший психоделический альбом – вне всякого сомнения. Здесь группа переходит к стандартным рок-структурам (если их вообще можно назвать стандартными). Вообще – все это напоминает безумство…
Затем OS MUTANTES отправляются на гастроли в Европу, где записывают альбом "Jardim Electrico".
Почти одновременно пишется другой полнометражник "Technicolor", который, по разного рода причинам, выходит лишь спустя тридцать лет после записи. Там уже известные песни группы, которые заново переиграны и спеты на английском языке.
Музыкальный критик пишет:
…Слушается это так, как будто укуренный бразильский фольклорный коллектив пытается на свой лад переделать первую пластинку Pink Floyd.
В группе в это время играют бас-гитарист Лиминья и барабанщик Диньо Леме. И на свет появляется альбом «Mutantes e Seus Cometas no Pais do Baurets».
А затем то ли Рита Ли (извините за каламбур) бросила Арнальдо Баптиста, то ли Арнальдо бросил её, заявив, что она не владеет ни одним музыкальным инструментом и заодно выгнав из группы. По другой версии, Ли сама спровоцировала уход из группы, решив заняться сольной карьерой.
Отмечу последний совместный хит «мутантов» -"Balada Do Louco".
А далее? А далее были семидесятые, о которых, как известно, я почти не пишу. Ибо моя главная тема на сегодня – рок-музыка шестидесятых, славных и революционных лет в истории рок-музыки.
Группа, оставшись без Ли, написала еще пару студийных альбомов, начиная с 1973 года внутри коллектива пошла кадровая неразбериха, приходы и уходя разных музыкантов. В 1978 году группа распалась, чтобы собраться вновь спустя почти 30 лет, пригласив в качестве солистки Зелию Дункан.
В 2009 году был выпущен альбом «Haih or Amortecedor», очень даже похожий на лучшие ранние работы OS MUTANTES, о котором Серхио Диас написал:
…Живя зачатием и рождением этого альбома, мне казалось, будто время перестало существовать, и я прыгал от жизни к жизни, десятилетия через десятилетия, снова возвращаясь к себе как 16-летнему мальчику, играющему на гитаре и чувствуя себя таким свободным и, как любой подросток, несокрушимым…
Хорошо сказано, а?
Ну, а теперь о Рите Ли, как я и обещал вначале.
Она известна как бразильская рок-певица, композитор, писательница, телеведущая. Выпустила более тридцати сольных и концертных альбомов, написала пять книг. Её книга «Uma Autobiografia» в 2017 году стала самой продаваемой не научно-популярной книгой в Бразилии. Она состоялась на все сто процентов.
С 1971 по 1972 год она была замужем за Арнальдо Баптистой, тем самым… А в 1976 вышла замуж за гитариста Роберто де Карвальо. У них трое детей: Бето Ли, Жуан Ли и Антонио. Вот такие они, бразильцы…
ДИСКОГРАФИЯ:
Os Mutantes (1968)
Mutantes (1969)
A Divina Comedia ou Abdo Meio Desigado (1970)
Tecnicolor (1970)
Jardin Eletrico (1971)
Mutantes e Seus Cometas no Pais do Baurets (1972)
O A E O Z (1973)
Tudo Foi Feito Pelo Sol (1974)
Ao Vivo (1976)
Haih or Amortecedor (2009)
Fool Metal Jack (2013)
Zzyxz (2020)
Музыкальные обозреватели отмечают, что на OS MUTANTES равнялся Дэвид Бирн, с ними искал знакомства Курт Кобейн, а Бек в честь них написал песню "Tropicalia". А мы послушаем и посмотрим их. У меня, как и в других статьях на канале ЮРИЙ КИСЛОВ, три песни. Остальное легко найти в интернете. Приступим?
На сегодня всё… На канале ЮРИЙ КИСЛОВ есть и будет еще много чего интересного. Заходите почаще.
Буду вам благодарен ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803
С уважением