Найти в Дзене
Детёнок

Почему ребенку дается отчество по имени отца, а не матери

Оглавление

Использование в виде отчества ребенка имени отца – это распространенная традиция практически во всех странах мира. Откуда появилась эта привычка и с чем она связана? И только ли имя отца может использоваться для формирования отчества?

Особенности образования отчеств среди знатного и незнатного сословия

Первое подтвержденное использование отчеств среди жителей Руси исследователи относят к X веку. Однако несколько столетий подобная практика не пользовалась особой популярностью. Если же говорить о происхождении, то отчества были необходимы для того, чтобы различать тезок, проживающих на территории одного поселения. Поэтому говорили, к примеру, Владимир, сын Юрьев или попросту Владимир Юрьев. Как видно, это больше походило на фамилию, и именно по такому принципу позднее образовывались отыменные фамилии. Но среди простолюдинов в Киевской Руси еще не практиковалось наследование фамилий. Поэтому сын Владимира Юрьева назывался Василием Владимировым и т.д.

Совсем по-другому все обстояло в княжеской среде. Среди знатных господ отчество образовывалось с суффиксом “-вич” на конце. В то время как люди незнатного сословия такого права не имели.

Почему именно по имени отца?

Использование в качестве отчества имени отца, а не родной матери объясняется тем, что именно мужчина воспринимался обществом как продолжатель рода и обладатель материальных богатств семейства. В качестве подтверждения данного правила можно привести одно исключение. Королю Дании Свену II Эстридсену дали отчество по имени матери потому, что она была принцессой Эстрид, в то время как отец Ульф являлся всего лишь ярлом незнатного происхождения.

Как показывает практика, традиция в качестве отчества использовать имя отца применялась не повсеместно. В период Средневековья достаточно частым явлением было давать ребенку второе имя (аналог современного отчества) по матери.

Среди жителей Руси отчество по матери давалось незаконнорожденным или детям, появившимся на свет уже после кончины супруга. Так, к примеру, бастард князя Ярослава Осмомысла назывался Олегом Настасьичем. Еще один такой известный случай – сын Марии, дочери князя Киевской Руси Владимира Мономаха, который родился после кончины мужа, поэтому звали его Василько Маричич. Теперь матронимы у славянских народов не используют, однако они до сих пор сохранились в качестве «женских» фамилий, к примеру, Райкин, Оксанич, Сорин и так далее.