Найти тему
Книги| Read_or_Watch

Гении и Аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?

В чем причины успеха? Неужели всему причина личные качества: интеллект, настойчивость, харизма? А все остальное - это временные барьеры, которые Гению суждено преодолеть?

В общем тема интересная. Книга понравится тем, кто воспитывает детей или планирует это делать, а также тем, кто хочет развивать себя ну окружающую среду. Ну что, Вы готовы получить новые знания, тогда начнем!

Но начнем с разминки. Ты ведь разминаешься перед тяжелой нагрузкой? Вот здесь тоже самое. Так будет проще воспринимать всю информацию. Представь себе следующее: Ты находишься в лесу. Щебечут птички, светит солнце, середина дня, разгар лета. И вот на Твоем пути возникает дерево – исполин. Не важно дуб, кедр, тополь, но дерево. Очень огромное!!! А теперь стоп!!! 10 секунд для ответа на вопрос: «Почему это дерево выросло таким огромным? В чем причина ее успеха?». Ну что? Есть варианты? Конечно есть, но я думаю ни один из них не будет звучать следующим образом: «У этого дерева были настолько сильно развиты упорство, настойчивость. И между прочем ее IQ больше 130!!!». Скорее всего Ты подумал, что дерево росло в благоприятных условиях, почва была плодородной, рядом отсутствовали конкуренты, а так называемые вредители не разрушали кору и ствол, что тормозило рост. Тогда другой вопрос! Так почему, когда речь идет о успехе Гения, мы говорим, что это исключительно его личные качества? На самом деле все зависит далеко не от этого! Сомневаетесь? Тогда давайте разбираться!

Ключевые условия становления Гения, которые предлагает Малкольм Глаудэлл! Готовы, тогда идем к первому!

-2

Родиться в нужное время и в нужном месте. Даже месяц имеет особое значение. В качестве примера приводится хоккейная лига Канады. Большинство успешных хоккеистов имеют дату рождения в первые три месяца года: январь, февраль или март (более 67% от общего количества – а это 2 из 3). Редкий случай — это октябрь, ноябрь, декабрь. Почему? Да все просто. Набор в группы по возрасту заканчивается 1 января. Таким образом твой ребенок с датой рождения 2 января может попасть в группу 7 леток, а через день ему будет уже 8. В таком возрасте это значительная разница в плане физических данных. Получается преимущество. Отсюда высокая вероятность более высоких результатов. Тренировки в лучших командах под руководством лучших тренеров, которые, в принципе, обучат любого. Фраза «Дело техники» раскрывается в новых тонах. Этот эффект называют эффектом Матфея. В некоторых странах его пытаются сгладить. К примеру, в Дании, в прогрессивных школах наборы проводят не по годам рождения, а по кварталам. Таким образом отличия в развитии не на столько значительны. Вот такой эффект. Идем дальше?

Второе условие! Заезженное, но все же правило 10000 часов. Здесь все просто и коротко. Какой бы ты не был талантливый, без тренировок тебе ничего не светит. К примеру: Группа Битлз до своего успеха отыграла более 13000 часов. Майкл Джордан за своими плечами имеет не меньшее количество тренировок. Подобная аналогия наблюдается и у других мастеров своего дела. И позвольте цитату: «Не удалось найти ни одного человека, который добился высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь менее сверстником». Если коротко, то всё. Ты еще не заскучал? Переходим к третьему условию.

-3

Оно меня больше остальных заставило задуматься над своим поведением. Вся суть в одном эксперименте. В 1983 году в США сформировали большую группу детей для поиска причин успешного успеха! Вот здесь сделаю уточнение. Критерии успеха не озвучены, но приведены такие случаи как – признание обществом (к примеру нобелевская премия), высокая должность (типа верховный судья) и так далее. В общем достаточно субъективно, но тем не менее. За детьми наблюдали с малого возраста. Наблюдающие были как домашние животные в этих семьях – ходили всегда хвостиком и делали записи поведении внутри каждой семьи. Детали нас не интересуют. Но вот что интересно! По результатам эксперимента выявили 2 принципиальных отличия. Успешные и неуспешные дети росли в семьях двух типов. В семьях из которых вышли успешные дети были похожие модели поведения: в приоритете разговоры по душам, поддержка увлечений ребенка, помощь формирование навыка общения с незнакомыми людьми. То есть папа и мама помогали ребенку в конкретных ситуациях формировать, а дальше и отрабатывать, навыки общения с окружающими людьми, в том числе на много их старших. Причем навыки общения с позиции равного члена общества. В семьях, где воспитали неуспешных детей модели поведения были другими, в ходе которых ребенку давали понять, что старшим перечить нельзя, а с навыками общения никто не работал. Взрослые были больше заняты своими делами/проблемами. В спорных ситуациях где ребенок был прав, к примеру, на родительских собраниях, они не стремились отстаивать позицию ребенка и в большинстве случаев решали ситуации уходом от проблемы. В семьях успешных детей такие ситуации не оставлялись без внимания. Проводились переговоры между родителем и учителем/тренером и так далее. Дальше ситуация обсуждалась с сыном/дочкой, делались выводы. И ребенок это воспринимал как правильную модель поведения. В будущем таким детям было проще отстаивать свои позиции в колледжах, институтах, на работе и так далее. У них с детства сформировался навык общения в конфликтных ситуациях и понимание, что люди могут ошибаться. Вот такое исследование. Что-то в этом есть. Согласны?

Что еще интересного в книге. Автор уделяет внимание паттернам поведения и культурному наследию. Два примера из Азии.

Первый– часть аварий в Korean Air до 1997 года происходили из-за особенностей общения. Любым самолетом управляли капитан, второй пилот и бортинженер. Так вот, второй пилот или бортинженер не могут делать замечание капитану, так как тот старше их и выше по социальной лестнице, то есть начальник. Поэтому они вынуждены говорить «намеками», надеясь, что он сам все поймет. В ситуации, когда аппаратура самолета говорит об опасности и капитан из-за усталости ее не фиксирует, второй пилот/бортинженер вместо «капитан, опасность, срочно делаем вот так» говорят что-то типа: «Хорошо, что датчики исправны» в надежде что он сам догадается. Абсурд? Сложно представить? Согласен. Но поймите вот что - они (капитан, пилот и бортинженер) до последнего не знают, что произойдет трагедия. Это нам известно сейчас, а в момент времени еще ни что не очевидно. От куда тогда всего диалога – из черного ящика.

Вот другой пример. Китайцы, Японцы, Корейцы лучшие математики в мире. Об этом говорят исследования, проводимые каждый год. Причины две: особенности языка, благодаря которым легче и быстрее осваивается счет. Вторая это усердие, которое из поколения в поколения формировалось на рисовых полях. Подробно не буду останавливаться. Если интересно, можно прочитать Главу 8 – Рисовые поля и тесты по математике «Семья человека, который круглый год встает до зари, бедствовать не будет».

-4

В общем интересная книга. Особенно в тему воспитания детей. Ну и чтобы подвести итог, что же такое успех, процитирую автора: «То, что мы называем успех, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного опыта». Звучит вполне логично! Подкаст по статье на канале https://t.me/realrow