Найти тему
Tubthumping

Сезонные игры с бутылочками

Первые морозы традиционно несут нам через Ютуб пучки пластиковых бутылочек, наполненных моторным маслом. Бутылочки ставятся на балкон, чтобы через пару дней опубликовать в каком ни будь сообществе праворуких распилов нетленный тест, крайне полезный для простого автолюбителя, касающихся морозоустойчивости моторных масел. Представьте себе, что всего десятью часами стояния на морозе при -40-а градусах старины Цельсия, масла стекают по стенкам пластиковой тары с разной скоростью! Ну кто бы мог такое представить! Невероятно, но масла меньшей низкотемпературной вязкости стекают быстрее… Наглядность потрясающая: бобру понятно, что правильное масло – жидкое крепкое и быстротекучее, как слеза меланхолика.

-2

Именно такое масло самое "правильное" и идеально подойдет двигателю. Грустно смотреть на аутсайдеров тестирования - образованные автотрутни не в восторге от этого мёда - шутка ли - он достиг дна банки на 3-4 секунды позже! Никуда не годится - форменное безобразие, даже не думайте заливать такое масло!

Но наблюдается небольшая неувязка с реальностью. Дело в том, что масло в узлы мотора не подаётся самотёком. Подачей масла из картера занимается масляный насос с прямым приводом от коленчатого вала. Это довольно мощный агрегат, производительность которого связана исключительно с оборотами коленчатого вала. Вязкость масла влияет только на мощность, необходимую для его прокачки. А мощность эта, к сожалению любителей земной гравитации, в разумных пределах не лимитирована и измеряется на холостом ходу сотнями ватт.

Моторное масло, как и практически все жидкости вокруг вас, субстанция практически несжимаемая и, если угодно, не растягиваемая. Если масло все же удалось затянуть в маслозаборник, оно пройдет по системе смазки именно так, как задумано... Застыло до состояния какух мамонта в условиях вечной мерзлоты - эффекта не будет никакого, пройдет минут десять и пары трения начнут дымить. Но если хоть как-то подает признаки текучести - потечет как миленькое. Потечет и "кисель" и "студень" и "мед" и "бабушкино варенье" после десятилетней консервации...

Интереснее другое: зачем же нужен весь этот парад достижений набалконного креатива? У нас что, существует глобальная проблема незапусков обычных двигателей в студеную пору?! Ну в Оймяконе-то еще можно представить, но уж в самой-самой что ни на есть средней полосе - там-то зачем?! Хотя бы раз кто-то сталкивался с проблемой запусков двигателя с маслом индексов 0W/5W? Самое худшее масло 5W будет течь самотеком явно бодрее, чем 10W, которое, по понятным причинам, даже в Москве заливать боятся. И это не смотря на типичные температуры потери текучести далеко за тридцать градусов ниже нуля! Минус тридцать в городе это что, так часто? А необходимость запустить двигатель в такую погоду настолько высока? Б-р-р...

Но нет же: слышу целый хор "общества свидетелей холодных незапусков", пускай, например, где-нибудь на периферии студеной московской области... да, знаю, сталкивался... но, скажите, масло-то тут при чем?!

Двигателю до кондиций масла в момент запуска, есть дело примерно как состоянию вашей сытости до размеров вашего обеденного стола. В момент самого-самого холодного запуска, масло спокойно лежит в картере студеным грузом. Частей двигателя оно даже близко не касается и никому ничем не мешает. Частично обмазанный каплями загустевшего масла двигатель, чувствует себя ничем не хуже, чем будучи обмазанный салом. Застывшая смазка, это такая же смазка, только консистентная.

И самое забавное - пока двигатель не запустился (не запускается), нормального давления в системе смазки вероятно и быть не может - смотрите на лампочку давления масла. Порог ее срабатывания - примерно 0,3 атм. Стартер (да еще и в студеную пору, при вымерзшем аккумуляторе) обеспечивает обороты в 3-4 и более раза меньше номинала, потребного для создания нормального давления... Нету запуска - нету номинального давления.

То есть, обнаружить "несостоятельность масла" для эксплуатации в вашем случае можно лишь... запустив двигатель. Сначала запусти двигатель и лишь потом смотри на лампочку давления, если так и продолжает гореть на масле используемой вязкости - вязкость действительно подобрана неудачно. Только так.

Вспомним, с чего начинали: с тестирования текучести моторного масла при температурах далеко за 30 и даже -40(!) градусов. Обороты стартера обеспечиваются состоянием АКБ. Напомню, что "ток холодной прокрутки" АКБ нормируется для температуры -18 градусов. Это стандарт. Все что ниже - отлично, здорово, прекрасно, но уже как бы за пределами обещанного и суровее стандартной процедуры. Даю эту информацию просто как ориентир для эксплуатационных параметров со стороны электросиловых устройств - минус 18 градусов.

Сравните с температурами -40 и даже -30, при которых повелители ПЭТ тары переливают масло. Лучше всего сравнить все это на практике: выставить щеки на мороз, чтобы почувствовать реальную разницу. Увы, но многие рассуждающие про "уверенный запуск в минус сорок" просто не знают, что это такое на самом деле.

Логика же их рассуждений примерно такова: бывает минус двадцать, может быть и минус тридцать, но если "течет" при минус 40 - я сплю спокойно и запускаюсь с пол-оборота, но, конечно, хотелось бы и уверенности при минус пятидесяти - я же не могу довольствоваться хорошим, когда есть самое лучшее! Минус 30 с запасом обеспечит (проверьте) даже страшнейшая всесезонная минералка типа SAE 20W30, или современного SAE 15W40... Вот почти уверен, что SAE50 для моторов начала века легко позволит не иметь проблем с давлением масла в 90% случаев зимней эксплуатации в Москве.

Да, точка застывания у этого вызывающе летнего масла крайне высокая - едва ли минус 20 градусов. Но сейчас я открою вам страшную тайну, которая, очевидно, доступна только избранным.

У вас есть дача с отдельно стоящим неотапливаемым помещением? Никогда не приходилось сравнивать температуры внутри и снаружи? Правда теплее? Заметили насколько? Иногда и на 5-7 градусов! Догадываетесь почему?! Да, действительно, масло в двигателе находится в изолированном, почти герметичном объеме. Температура внутри ДВС может быть заметно выше. Там не -35, как на улице, а едва ли не -25 градусов -
ничего себе разница!

Однако, ладно, забыли и про аккумуляторы и про масло и про запуск в их связи.
Примите как факт: ниже -30 практически любой автомобиль без специальной подготовки не запустится, привожу табличку из вышепроцитированной статьи:

-3

И убывают шансы на запуск после -20 почти в геометрической прогрессии... Никак это не привяжешь к едва заметным отличиям по текучести масла между легким запуском в -20 и невозможным запуском при -30. А проблема невероятно простая: бензин. Точнее, его "пусковая", самая легкая фракция:

-4

Современный автомобиль подает топливо или во впускной клапан, или же непосредственно в цилиндр. Особенности и отличия подобного смесеобразования (чрезвычайная близость распылителя к цилиндру), настройки прошивок (дозирования количества топлива) влияют на шансы запуска невероятно сильно. При -30 бензин испаряется плохо, шансы залить свечи очень большие... Зальете свечи и уже все равно, крутит ли стартер, есть ли масло, нету ли масла - вспышек не будет. Залить их можно очень быстро. Гарантированно, современный автомобиль должен запускаться в диапазоне -20-25 градусов. Все что ниже - отлично, считайте, что повезло. Хотите уверенного запуска - установите предпусковой подогреватель. Он создаст оптимальные условия для испаряемости топлива.

В любом случае, запомните: вязкость современного моторного масла к запуску двигателя и нюансам его зимней эксплуатации на практике не имеет никакого отношения.

Выбор масла "для зимы" между 0W, 5W, 10W, сравнивать масла по естественной текучести – деятельность для особо «одарённых».