Найти тему
Pусский гурман

От «Мён тая» до Минтая

Минтай в России часто называют “едой для Мурки”, считая это блюдо недостойным места на столе. Между отем, минтай был одной из первых морских рыб, которую узнало человечеств. На Дальнем Востоке его называют «морским хлебом». Он идёт в пищу вареным и соленым, жареным и сушёным. Именно такой издревле брали в дорогу японские путники - вяленый минтай был лёгким, но хорошо поддерживал силы. Причина в том, что минтай почти не содержит жира, представляя собой белок со множеством витаминов и минералов. А ещё эта глубоководная рыба меньше других накапливает вредные вещества. В Японии минтай известен более трёхсот лет, и сегодня из него готовят множество национальных блюд.

В России о минтае узнали в начале девятнадцатого века, когда российские послы высадились в Японии и стали ждать приглашения из Эдо (ныне Токио). Одним из высадившихся был купец Иван Федотов, который отправился с экспедицией российского посла Николая Резанова. Иван приехал изучать рыбный стол местных жителей. Купец понимал, что страна, в которой одним из семи богов счастья считался покровитель рыбаков Эбису, могла дать его рыбному промыслу новое дыхание. До высадки русской миссии контактов с Японией Россия почти не имела. В 1739 году под российским флагом к японским берегам подплыли два корабля. Их целью было “изыскание пути до Японии”, и задачу свою они выполнили, но затем контакты со страной Восходящего солнца прекратились на 60 лет, так как японцы не охотно пускали в страну иностранцев. Русские дипломаты, с которыми высадился Фёдотов, приглашения в столицу так и не дождались, но все долгие месяцы их ожидания Фёдоров не бездействовал, он совершал экспедиции по... прибрежным деревням.

Укиё-э – японская картина ( взято из интернета)
Укиё-э – японская картина ( взято из интернета)

Купец начал выходить в море с местными рыбаками. И в шторм, и в штиль, как только какая-то лодка готовилась к отплытию, купец тут же старался всеми правдами и неправдами попасть на борт - платил рыбакам за место в лодке, а то и просто нанимался работать матросом, но каждый раз ставил условие. Жестами и рисунками он объяснял, что ему нужна возможность готовить и пробовать ту рыбу, которая покажется ему интересной. Удивлённые японцы высоко поднимали брови, так как всем было понятно, что состоятельный на вид иностранец в последнюю очередь будет нуждаться в еде бедняков, но всегда соглашались, потому что рук в море не хватало. Неделями длился эксперимент Федотова. Рыба попадалась одна и та же, и никакая его не устраивала - ему нужна была такая, которую можно и варить, и жарить, и парить, и чтобы при любом способе готовки она не теряла вкуса, а кроме того, чтобы можно было её обрабатывать на месте и консервировать для дальней дороги через обширные российские земли. Пробовал он макрель и камбалу, однажды чуть не отравился рыбой фугу - благо, старый японец-рыбак вовремя заметил что Иван собрался готовить и остановил его. Когда в сети попадался карп, Ивану не позволяли даже притронуться к нему - рыба считается в Японии священной, и рыбаки отпускали её. Впрочем, карп его не интересовал, так как и на родине эта рыба была в избытке.

Свиток "Карп" Шелк, бумага. Япония. ( из коллекции раритетов Ивана Федотова )
Свиток "Карп" Шелк, бумага. Япония. ( из коллекции раритетов Ивана Федотова )

Но однажды удача улыбнулась Федотову. Рыбак, с которым он вышел в море, вытащил сеть, полную крупных серебристых рыб. Иван попросил себе одну, и, высадившись на берег, приготовил из неё несколько блюд. Отведал каждого и просиял - это было то, что нужно, такое не стыдно поставлять и к царскому столу! Купец подозвал рыбака, с которым плавал, и спросил что это за рыба. “Мён тай” - был ответ. Японец объяснил, что эта рыба очень ценится, особенно вкусна она в сушёном виде. Федотов не верил в своё счастье - если эта рыба не только не теряет своих качеств после сушки, но даже становится лучше, то с поставками в Россию проблем не будет - была бы рыба! Конечно, всё это возможно было только после установления дипломатических отношений России и Японии. К сожалению, Япония в то время придерживалась политики изоляции, и не собиралась вступать в контакты с другими странами. Ещё четыре месяца после успеха Федотов оставался на побережье вместе с Резановым, но приглашения из Эдо они так и не дождались. Только через несколько десятилетий Япония откроет свои границы, но до тех пор о торговле нечего было и думать. Невесело было Федотову плыть домой несолоно хлебавши, когда он был так близок к успеху. Минтай в России стали есть только спустя десятилетия, он стал широко доступен лишь в конце XXвека. Вследствие доступности и невысокой цены эта рыба не снискала в России достойной репутации, и совершенно незаслуженно, потому что вкусный в любом блюде, минтай превосходит другие виды по концентрации полезных элементов. И если вы будете выбирать между сортами рыбы, вспомните, что 300 лет назад только неналаженные отношения с Японией помешали русскому купцу-экспериментатору Федотову поставлять эту рыбу к царскому двору.

Сегодня каждый может пойти в магазин и купить еду из любой точки мира – минтай так же не является исключением. Яркий вкус и польза остались, но к ним добавилась повсеместная доступность, благодаря которой любой может поставить на свой стол царское блюдо. Посмотрите, как аппетитно выглядит пирог из минтая в приложенном видео – это та самая еда, что когда-то не досталась Павлу I!