На последних подступах к обещанной материально-технической базе коммунизма советскому народу как-то поднадоело постоянно преодолевать и брать вершины. Народ устал от уже становившейся традиционной мысли "пусть нам тяжело, но хоть дети (внуки) заживут хорошо". Всё это так или иначе отразилось в кинематографе, хотя нельзя не признать, что советское кино до последнего обличало в комедии стремление к личному материальному благополучию и так называемый "блат" как способ его достижения.
Примечание. Под словом" блат" и всеми его производными (блатной, приблатнённый, по блату) в СССР подразумевалось два явления: использование неформальных связей и собственного служебного положения в личных целях; относящийся к профессиональной преступности. В обоих значених слово явно заимствовано из идиш (בלאַט — листок бумаги, записка; нем. das Blatt). В начале ХХ века в российской преступности еврейская этническая составляющая занимала немалое место. И в среде революционеров хватало эмансипированной еврейской молодёжи. Потому после революции 1917 года и Гражданской войны выражение "получить по блату" (по записке от одного властного или влиятельного лица другому) и вошло в обиход. Потом деньги вернулись, но система записок и телефонных звонков (т. е., блат) осталась.
Но, несмотря на появление всё новых оптимистично энергичных положительных героев, как правило молодых и самоуверенных, ведущих бескомпромиссную борьбу с использованием этого самого блата, симпатии не только публики, но и кинематографистов всё больше склонялись не к ним. Развитие этой темы легко можно проследить на материале довольно известных советских фильмов.
Общество хотело коммунизм и обеспеченную жизнь одновременно, не понимая, что классики марксизма-ленинизма такого сочетания вовсе не планировали. В 1960-е объявленное форсированное строительство коммунизма было ещё свежо и привлекательно. Главный герой фильма "Лёгкая жизнь" (1964) в блистательном исполнении Юрия Яковлева, несмотря на дивиденды, получаемые от союза с неутомимой спекулянткой "королевой Марго" в не менее блистательном исполнении Фаины Раневской, стыдится своей должности заведующего химчисткой и завидует своему институтскому приятелю, уехавшему с нуля строить какой-то комбинат и город Дальногорск. В конце фильма его мечта (а может быть, больше мечта его сестры) сбывается и товарищ Бочкин (Яковлев) уезжает из Москвы вместе с однокашником в тот самый Дальногорск под его начало. Пожить в палатке вместо квартиры вряд ли удастся, опоздал. Но романтики хлебнуть хватит. Все довольны, кроме несостоявшейся невесты Бочкина, которая тоже возвращается в Дальногорск.
В 1970-е тема стала куда популярнее. В 1976 году был снят настоящий шедевр по сценарию известного писателя-сатирика Григория Горина, фильм "Ты — мне, я — тебе" режиссёра Александра Серого, за 5 лет до этого преподнесшего публике "Джентльменов удачи". В центре сюжета вальяжный и всеми уважаемый, знающий как подготовить футбольную команду и управлять Великобританией... банщик из очень престижного московского заведения Иван Сергеевич Кашкин в великолепном исполнении Леонида Куравлёва. Он водит дружбу со многими сильными мира сего, а на фото с ним сам Сикейрос.
С первых кадров Иван Сергеевич поражал советского зрителя своей респектабельностью и обеспеченностью, хотя, по нынешним меркам он всего лишь уверенный представитель среднего класса. Сюжет пересказывать здесь нет смысла, желающие могут легко найти фильм в сети Интернет. Интересен момент исправления героя. Попробовав себя вместо заболевшего брата-близнеца в роли инспектора рыбоохраны и наделав ошибок из-за своей энергичности и привычки решать проблемы в стиле ты — мне, я — тебе, Иван Кашкин в Москве сталкивается с упущенным по его вине браконьером Пантюховым, задерживает его и везёт для сдачи в правоохранительные органы. Между ними в автомашине Ивана звучит интересный диалог:
— Отпустил бы ты меня. Знаешь, сколько дадут? Это же до 3-х лет.
— Значительно больше. У меня судья знакомый парится.
Может быть Иван Сергеевич Кашкин в экологическом порыве и вернётся на малую родину, но решать вопросы и устранять проблемы он будет привычным способом: подтягивая свои связи. Переделывать себя поздно, да и не нужно.
В 1980-х тема использования неформальных отношений и связей для обустройства собственного материального благополучия (блата) в кинематографе одна из самых популярных. Наверное, самая разрекламированная кинокартина Леонида Гайдая — "Спортлото 82". Тема блата там даже не второстепенная, но там есть одна из центральных колоритных фигур в исполнении Михаила Пуговкина — это Сан Саныч Мурашко, бывалый человек, который характеристику себе даёт сам словами песни:
От века я не отстаю,
Всё время что-то достаю
В 1984 году вышло сразу два фильма, весьма полюбившихся зрителям: "Блондинка за углом" и "Прохиндиада, или Бег на месте". В первом не герой, а героиня — продавщица столичного гастронома по имени Надежда (?!) в исполнении Татьяны Догилевой объясняет разочаровавшемуся бывшему астрофизику Николаю Гавриловичу (Андрей Миронов) как стать счастливым. И для достижения спокойного обеспеченного счастья у продавца Надежды есть масса полезных связей и знакомств. Правда, последние кадры доказывают, что семейным счастьем она дорожит куда брльше, чем блеском столичной жизни.
А вот про главного героя "Прохиндиады, или Бег на месте" Сан Саныча Любомудрова в исполнении Александра Калягина коротко и ясно говорят другие персонажи: "у него талант дружить". Вот этот свой талант, да ещё пару анекдотов и направляет Сан Саныч Любомудров не только на увеличение своего комфорта, но и, например, чтобы помочь своему новому руководителю увеличить штат сотрудников. В чём-то с ним схож герой фильма "Искренне ваш" (1985) Павел Добрынин (сыграл Виталий Соломин), астроном, так добросовестно взявшийся достать новый объектив для телескопа, что превратился в незаменимого человека и для друзей и знакомых, и для начальства на работе. Для приобретения полезных и нужных связей Павел изобрёл оригинальный способ — бросаться под автомашину очередного фигуранта.
В 1986 году, видимо, на волне Перестройки сняли новогоднюю кинокомедию "Нужные люди", чтобы едко высмеять всех этих персонажей, живущих по правилу ты — мне, я — тебе и у которых кругом всё схвачено. Но получилось всё как-то беспомощно и натянуто. Хотя и авторы сценария такие именитые: Леон Измайлов и Анатолий Трушкин. На борьбу с дельцами "потребительского рая" в лице директора ресторана Игоря в исполнении уже известного актёра Александра Панкратова-Чёрного вышел неопределённой профессии строитель и в свободное время танцор Алёша (именно так, а не Алексей) в исполнении Алексея Весёлкина (звездой кино не стал, но много чего вёл по центральному телевидению) . Борьба развернулась не столько за идею, сколько за невесту Игоря, в строящейся квартире которой Алёша с напарником производили отделку. Влюбившись, строитель-танцор Алёша тут же бросается доказывать невесте директора ресторана Игоря тренеру по плаванию Оле (в роли Оли тоже уже известная актриса Тамара Акулова), что и без блата можно всего добиться. Всё это у него получается до крайности нелепо, но в конце фильма каким-то чудесным образом хэппиэнд: Оля и Алёша встречают Новый год в новой квартире, вернув всё, что Игорь помог достать. Похоже, режиссёр Владимир Алеников сам не верил, в то, что наснимал.
Мини-тест. Какая из песен, звучавших в фильме, стала популярной? Правильно, та самая, "А у меня всё схвачено". Эту песню Николай Караченцев даже исполнил в отдельном видеоклипе. Остальные песни из фильма "Нужные люди" не удосужились и доли такого внимания.
И под занавес советской эпохи — фильм 1988 года "Дорогое удовольствие". Сюжет незамысловатый: инженер из советского НИИ или конструкторского бюро (?) Игорь Кравцов (сыграл Сергей Мигицко), идеи которого "несвоевременны" и потому никому не нужны, случайно знакомится с неким Вильямом Тер-Ивановым в исполнении Валентина Гафта, человеком, способным достать даже редчайший микробиологический препарат прямиком из Австралии для жены Игоря Кравцова в оплату за отремонтированный автомобиль. Талантливый инженер, который не может взять деньги за оказание услуг по ремонту автомобилей знакомым Вильяма, постепенно привыкает к материальным благам и уже не может те же услуги оказать бесплатно пусть и малознакомому человеку. Но ещё больший шок для Игоря Кравцова это то, что друзья его жены режиссёр, художник и искусствовед, которых он считал едва ли не святыми, оказываются на вечеринке у Вильяма Тер-Иванова в качестве "своих людей". А под конец фильма сдалась окончательно и жена главного героя, когда в лаборатории, где она работала, крысы съели тот самый редкий грибок, доставленный из Австралии. Теперь она сама требует от мужа срочно звонить Вильяму Тер-Иванову. Вот так человек, у которого всё схвачено, стал из досадного недостатка эпохи её ключевым звеном.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.