Найти тему

Жестокий мир поэзии. Стихи Черубины де Габриак перестали быть интересны после того, как поэтесса показала своё лицо

Оглавление

В русской литературе периода Серебряного века, как и в других видах искусства, главными фигурами были талантливые мужчины. Взять, например, школьную программу: в старших классах чуть ли не год изучают целый ряд выдающихся поэтов начала XX века, каждый из которых прекрасен своей индивидуальностью. Но в женской поэзии школьникам почему-то известны лишь Ахматова и Цветаева. Что женщины совсем не увлекались стихотворным искусством?

Черубина де Габриак. Фото из открытых источников
Черубина де Габриак. Фото из открытых источников

Девушки, конечно же, повально увлекались поэтическим сочинительством. При учебных заведениях и различных учреждениях постоянно образовывались кружки и проходили творческие вечера. Однако, случаев, когда стихи барышень из узких кружков попадали на страницы литературных журналов, практически не было.

Всё дело в том, что Серебряный век – это не совсем про умение писать музыкальные строки, это особая атмосфера, пропитанная мистикой и харизмой. Чтобы стать значительной фигурой в поэзии того времени нужно было быть яркой, немного сумасшедшей, с пленительной внешностью и холодным сердцем. Как, например, Анна Ахматова, которая согласилась стать женой Гумилёва только после 10-го предложения им руки и сердца.

Вот почему образованная, талантливая, но немного наивная, Елизавета Дмитриева провернула вместе с Максимилианом Волошиным потрясающую авантюру, превратившись в загадочную Черубину де Габриак и оказавшись в центре внимания именитого петербуржского издательства.

Появление Черубины в русском поэтическом пространстве напоминает появление кометы. Таинственная поэтесса наделала много шума, но его хватило всего лишь на один сезон.

Елизавета Дмитриева. фото из открытых источников
Елизавета Дмитриева. фото из открытых источников

Появление будущей поэтессы в богемных кругах

Знаменитая башня в Петербурге на Таврической улице, где находилась квартира Вячеслава Иванова и его супруги, стала местом силы и постоянного пребывания русской литературной богемы. Атмосфера там царила необыкновенная, но попасть в компанию гостей этих апартаментов было не так уж просто.

Хозяин получил прозвище Вячеслав Великолепный, а жена себя именовала Диатимой. Иванов был поэтом и академиком исторических наук, хорошо разбирался в античной литературе. Чтобы повысить образованность завсегдатаев своего жилища, он придумал «Академию стиха», в рамках которой читал необыкновенно интересные лекции об истории литературы.

Однажды на заседаниях академии появилась молодая преподавательница истории. Её звали Елизавета Дмитриева. Она выделялась удивительной подкованностью в вопросах европейской литературы. Но почему-то многие слушатели не обращали на неё внимания. Так получилось, что яркий, волнующий внутренний мир девушки скрывался за посредственной внешней оболочкой.

В один прекрасный день под куполом башни Иванова поселился поэт Максимилиан Волошин со своей супругой. Поэт обратил внимание на молодую интеллектуалку, они стали много общаться. Уезжая, Волошин оставил Елизавете адрес, и между ними завязалась переписка. Читать письма Дмитриевой Волошину доставляло неимоверное удовольствие: они были наполнены удивительными идеями и прекрасными ясными рассуждениями. Уже тогда Максимилиан Волошин поддался магии дивных строк девушки и начал проникаться к ней искренними чувствами.

Поэт Максимилиан Волошин. Фото из открытых источников
Поэт Максимилиан Волошин. Фото из открытых источников

В это же время Дмитриева приглянулась Николаю Гумилёву, который страдал от холодности Ахматовой и очаровался нежностью юной прелестницы. Отношения молодых людей оказались очень страстными, через некоторое время Гумилёв захотел жениться на Елизавете, но по каким-то причинам дело до свадьбы не дошло.

Гумилёв посвятил возлюбленной нежные строки:

Не смущаясь и не кроясь, я смотрю в глаза людей
Я нашёл себе подругу из породы лебедей.

Рождение Черубины

Летом Дмитриева в компании Гумилёва приехала к Волошину в Коктебель.

К ужасу влюблённого Гумилёва, его подруга утратила всю свою лебединую прелесть и начала открыто флиртовать с хозяином дома. Почувствовав свой шарм и власть над мужчинами, чего раньше с ней не случалось, Дмитриева стала примерять образ истинного богемного персонажа и написала несколько стихов. Их она читала перед гостями, лёжа на ковре.

Максимилиан Волошин слушал стихи Елизаветы как заворожённый, и в этот момент под южным звёздным небом в его воображении родился образ Черубины де Габриак. Почему именно такое имя придумал поэт для своей подопечной? В этом необычном сочетании слились свет и тьма: Черубина созвучна со словом Херувим, а Габриак – это древнее название морского чёрта. Так началась волнующая история Черубины, наполненная мистицизмом и загадками.

Черубина де Габриак пленила сердца стихами

К осени 1909 года в Петербурге появился журнал «Аполлон» под редакторством Сергея Маковского. В нём печатались произведения самых ярких представителей поэзии нового времени. В редакцию «Аполлона» были отправлены конверты с проникновенными строчками Черубины, написанными каллиграфическим почерком. Прочитанным главный редактор настолько впечатлился, что немедленно пустил стихи в ближайший номер, заняв ими место, отведённое для творений своего друга Иннокентия Анненского.

Есть два креста – то два креста печали,
Из семигранных горных хрусталей.
Один из них и ярче, и алей.
А на другом лучи гореть устали

– кресты, печаль, хрусталь – всё навивает мистику в строках Черубины.

Когда свежий выпуск журнала с поэзией таинственной незнакомки вышел в свет, в культурной столице случился настоящий фурор. Сенсацией было то, что эти талантливые строчки были написаны женщиной и, судя по содержанию, очень харизматичной, очень эффектной, театральной, такой, каких любили в Петербурге того времени.

Слова поэтессы кидали в жар и дрожь, настолько они обладали мощной энергетикой. Люди цитировали стихи у себя в дневниках, писали на открытках, читали их дорогим людям. Одним словом, вся интеллигенция помешалась на Черубине. Поклонники лихорадочно гадали, где можно встретить это прекрасное создание? Таинственность личности поэтессы не давала никому покоя, увеличивая популярность Черубины день ото дня.

Сергей Маковский. Редактор журнала "Аполлон". Фото из открытых источников
Сергей Маковский. Редактор журнала "Аполлон". Фото из открытых источников

Маковский разговаривал с Черубиной де Габриак по телефону. Он был обворожён голосом девушки и манерой вести культурную беседу. Все мысли редактора слились к одному желанию: поскорее воочию встретиться с талантливой женщиной. Пока поэтесса не давала никаких конкретных обещаний по поводу встречи, редактор «Аполлона» закидывал незнакомку пылкими письмами и получал ответы, приводящие его в неописуемый восторг. Маковский стал посылать Черубине дорогущие корзины цветов. Он был в плену прекрасных фантазий и постоянно представлял встречу с умной утончённой дамой.

Такое поведение было странным, ведь деятеля считали опытным сердцеедом, который мог загнать любую женщину в угол и молниеносно влюбить её в себя. Но в ситуации с Черубиной, он, словно ребёнок, не хотел замечать всю нелепость ситуации.

Примерно такой представлялась Черубина де Габриак Маковскому и остальным поклонникам. Фото из открытых источников
Примерно такой представлялась Черубина де Габриак Маковскому и остальным поклонникам. Фото из открытых источников

В это время сама Дмитриева принимала активное участие в обсуждении Черубины, она критиковала стиль и поведение поэтессы на людях. Волошин наслаждался игрой, а Елизавете было страшно. И однажды, доведённая до предела, Дмитриева призналась одному из поэтов, что Черубина – это она. Когда это дошло до Маковского, он при встрече сказал Елизавете, что был в курсе игры и просто поддерживал её. Но так ли это было на самом деле?

Эта мистическая история пошатнула состояние Елизаветы. Кроме того, люди, восхищавшиеся её стихами и называвшие их шедеврами, охладели к ним после разоблачения. Осознавать талантливой девушке, что народная любовь ушла по причине несоответствия внешности созданному образу, было тяжело.

Позже Дмитриева нашла себя в Антропософии, а затем стала писать детские сказки. Стать кружащей голову дивой Серебряного века у неё не получилось.

Юлия Серебрянская Лидер организации "Русская Инициатива" и автор проекта "100 выдающихся русских женщин"
Юлия Серебрянская Лидер организации "Русская Инициатива" и автор проекта "100 выдающихся русских женщин"

В организации «Русская Инициатива» считают, что поэзия Черубины де Габриак была недооценена в своё время, но сегодня мы можем дать возможность широкой публике наслаждаться искренними чувствами и мыслями, выраженными талантливыми стихами.

Печально, что в школьной программе так мало уделено внимание женской поэзии начала XX века. Ведь женщинам во все времена было что сказать. Женщина многие вещи чувствует тоньше и острее мужчин. И уж, если небеса подарили ей талант к прекрасному творчеству, то такие шедевры важно ценить и прививать любовь к ним следующим поколениям.

В рамках проекта «100 выдающихся русских женщин» мы непременно найдём место и для Черубины де Габриак, и для Елизаветы Дмитриевой.

«Русская инициатива» — это объединение русскоговорящих по всему миру. Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки статьям!