Всегда ли популярные автомобили безопасны? Есть ли связь между популярностью автомобиля и тем, как он защищает своего водителя и пассажиров?
Мы взяли 10 авто из топа-25 самых продаваемых в первом полугодии 2021 года и посмотрели результаты краш-тестов. Оказалось, что не всегда популярность модели коррелирует с безопасностью.
Как найти самые безопасные авто на вторичке
Чтобы понять, какой автомобиль самый безопасный, надо пробежаться по результатам краш-тестов. Это специальные испытания, в ходе которых выясняется, как та или иная машина реагирует на столкновения с другими авто.
Системы оценки разнятся, но в общем и целом похожи: авто бьют о препятствие, фиксируют повреждения манекенов и деформации автомобиля и в зависимости от характера повреждений присваивают рейтинг.
В Европе рейтинговыми краш-тестами занимается организация EuroNCAP, в США – IIHS и Национальное агентство дорожной безопасности США NHTSA, в России – издание «Авторевю». На их выводы и будем опираться при составлении нашего топа самых безопасных машин.
Также читайте: Какой автомобиль безопаснее: крупный или мелкий
Самые безопасные машины локальных моделей
Почти все автомобили, продающиеся сегодня в РФ, так или иначе локализованы: их полностью или частично собирают на территории страны. Но среди них встречаются как исконно российские модели российских брендов, так и созданные для нашей страны иномарки. По понятным причинам, ни EuroNCAP, ни NHTSA их не «бьют», поэтому в плане их безопасности можно ориентироваться только на российские же независимые краш-тесты.
Также читайте: На чем лучше разбиться: сравниваем прочность авто разных лет
Hyundai Solaris
- Место в рейтинге продаж: 5
- Краш-тест: ARCAP, максимальные 4 звезды, 16 баллов
Топ самых безопасных автомобилей в рейтинге ARCAP возглавляет питерский Solaris, который с солидным отрывом опередил и «Весту», и даже более навороченную «Аркану».
Испытатели отметили, что Solaris II прекрасно защищает пристегнутых пассажиров. Ремни и подушки достойно отрабатывают при фронтальном ударе на скорости 64 км/ч, а нагрузки на жизненно важные части тела при столкновении оказались ниже, даже чем у VW Polo!
В итоге – рекордные 16 баллов, которые до сих пор никто не смог повторить.
Но это не значит, что брать «Солярис» надо не глядя. Вот пример: обслуженный, в отличном состоянии вариант, с подогревами всего.
Вбиваем госномер на сайте «Автокод» и через пару минут получаем отчет.
За четыре года у машины сменилось три владельца. Столько хозяев для почти нового авто – много, для выдачи дубликата ПТС – мало. Оригинал может находиться в банке, а сам автомобиль – в кредите. Если бывший собственник перестанет вносить платежи, можно лишиться ТС.
Машина битая. Схемы ДТП нет, расчетов тоже. Есть калькуляции по другой аварии – с ударом в задний бампер автомобиля.
Есть пара неоплаченных штрафов на 1 000 рублей.
И исполнительное производство в отношении собственника ТС. Из-за долгов на машину могут наложить ограничения.
За что конкретно ФССП завела дело на продавца, подскажет проверка владельца авто. Отчет покажет, является ли собственник банкротом, числится ли в розыске, действительны ли его паспортные данные и проч. Посмотреть пример отчета
Если проверки не найдут проблем ни у «Соляриса», ни у продавца, самый безопасный легковой автомобиль можно спокойно брать.
Также читайте: Новый Hyundai Solaris против старого: что лучше и почему
Renault Arkana
- Место в рейтинге продаж: 25
- Краш-тест: ARCAP, максимальные 4 звезды, 15,8 баллов
Московская Arkana максимально близко подобралась к рекорду «Соляриса». Ей поставили 15,8 баллов из-за того, что испытателям не понравились нагрузки на голени водителя и пассажира.
В остальном купеобразный кроссовер от Renault оказался самым безопасным автомобилем из российской линейки бренда, все системы работают на защиту водителя и пассажиров по высшему разряду.
Удивительно, но при этом Renault Arkana нельзя назвать бестселлером: месяц за месяцем она едва попадает в топ-25 самых продаваемых моделей. Причем неизменно в самый конец списка.
Также читайте: Hyundai Santa Fe III против Renault Koleos II: на что потратить два миллиона
LADA Vesta
- Место в рейтинге продаж: 2
- Краш-тест: ARCAP, максимальные 4 звезды, 15,1 балла
Vesta же, наоборот, один из самых популярных автомобилей в нашей стране. И это заслуженно: при всех своих достоинствах Vesta еще и самый безопасный автомобиль в настоящее время из «россиян»: предмаксимальные 15,1 балла говорят именно об этом.
Причем интересно, что это касается только седана. Разбитый по той же методике универсал SW Cross набрал гораздо меньше баллов (11,7) и не взял максимальные 4 звезды. Проблема как раз в приподнятом «кросс»-кузове и возросшей массе 17-дюймовых колес, из-за чего машина хуже перенесла удар. По иронии судьбы, высокий кузов и большие тяжелые колеса – это то, за что покупатели готовы (и должны!) доплатить, по мнению маркетологов.
Обычный седан Vesta этих проблем лишен: у него прочный кузов, который отлично переносит фронтальный удар. Тяжелые травмы головы и ног практически исключены, например.
В данном случае лидерство вполне оправданно: Vesta и в безопасности хороша, и в продажах.
Также читайте: Самая лучшая из «Лад»: обзор LADA Vesta
LADA Xray Cross
- Место в рейтинге продаж: 17
- Краш-тест: ARCAP, максимальные 4 звезды, 13,7 баллов
А вот сородич Vesta на другой платформе (В0 от Renault) показал не такие выдающиеся результаты. Да, это по-прежнему один из лидеров рейтинга ARCAP, но «Весте» тольяттинской разработки он проигрывает ощутимые 1,4 балла.
Подвели недостаточно прочный кузов (клетка кузова деформируется сильнее «Соляриса» и «Креты»), потенциально травмоопасная рулевая колонка и риски по травмированию голеней.
И это после множества доработок, которые инженеры LADA внесли в изначальную конструкцию платформы В0! Что там у «Логана» и «Сандеро» на той же платформе без доработок, и выяснять не хочется.
Также читайте: LADA Xray: вся правда из уст владельца
Volkswagen Tiguan
- Место в рейтинге продаж: 12
- Краш-тест: EuroNCAP, высшие 5 звезд, защита водителя и взрослого пассажира 96%
А дальше пойдут модели пусть и локальной сборки, но все-таки глобальные – продающиеся во всем мире. И тут резонно кивать в сторону европейских краш-тестов, которые выше многих одноклассников оценивают Tiguan II поколения.
Он ближе к эталону большинства конкурентов и по защите водителя / пассажиров, и по защите детей.
Ближайшему преследователю он сильно проигрывает разве что в защите пешеходов при наезде и в наличии систем безопасности.
Также читайте: 8 проблем Volkswagen Tiguan I поколения (рестайлинг)
Toyota RAV4
- Место в рейтинге продаж: 11
- Краш-тест: EuroNCAP, 5 звезд, защита водителя и пассажира 93%
А ближайший преследователь «Тигуана» – это последнее поколение RAV4, которое при столкновении хуже защищает водителя и пассажиров, зато гуманнее к детям на борту и к пешеходам снаружи.
Перевес в графе «Устройства обеспечения безопасности» в свою очередь удивляет: уж где-где, а в сфере электронных «свистелок» немцы всегда опережают японцев.
Впрочем, испытателям EuroNCAP виднее.
Также читайте: Ни в чем не виновный Рафик: обзор Toyota RAV4 IV поколения
Skoda Karoq
- Место в рейтинге продаж:19
- Краш-тест: EuroNCAP, максимальные 5 звезд, защита водителя и взрослого пассажира 93%
Родственный «Тигуану» Karoq проигрывает соплатформенной модели по всем параметрам, но на то он и младшенький.
С другой стороны, при стоимости в половину RAV4, например, Karoq не сильно ему уступает. А по самому важному параметру – защита водителя и пассажиров – вообще идет ноздря в ноздрю.
Также читайте: Что тебе больше подходит – Skoda Karoq или Skoda Kodiaq
Toyota Camry
- Место в рейтинге продаж: 15
- Краш-тест: NHTSA, высшие 5 звезд
С Camry сложно. По российским методикам ее независимо не били, а в Европе модель не представлена. Поэтому опираться можно разве что на результаты американских краш-тестов, благо на этом рынке Camry тоже представлена – пусть и в других комплектациях и порой с другими силовыми агрегатами.
По замерам Национального агентства дорожной безопасности США, Toyota Camry выступает на уровне лучших игроков сегмента: прочные 5 звезд за лобовой удар. Да и за боковой, впрочем, тоже.
Также читайте: Управлять мечтой? Тест-драйв рестайлинговой Toyota Camry VII (XV50)
KIA Sportage
- Место в рейтинге продаж: 16
- Краш-тест: EuroNCAP, высшие 5 звезд, защита водителя и взрослого пассажира 90%
KIA Sportage текущего поколения пора на покой – слишком он старенький. Это видно и по краш-тестам оригинальной модели 2015-го: сегодня он пусть и незначительно, но проигрывает всем маститым конкурентам – от Volkswagen до Toyota: и общая защита водителя / пассажиров послабее, и к пешеходам он (по современным меркам) совсем не гуманен.
Неспроста в этом году мы ждем совершенно новый Sportage! Пора уже, пора.
Также читайте: Почти идеал: обзор KIA Sportage III поколения
Nissan Qashqai
- Место в рейтинге продаж: 22
- Краш-тест: EuroNCAP, высшие 5 звезд, защита водителя и взрослого пассажира 88%
Трудно назвать «аутсайдером» машину с пятью звездами EuroNCAP, но придется. Qashqai второго поколения еще старше Sportage. Корнями он уходит аж в 2014 год, поэтому так сильно отстает от более молодых и ранних RAV4 и Karoq и замыкает этот рейтинг самых безопасных автомобилей.
Скромные результаты он показал во всех дисциплинах, особенно удручает низкий процент защиты пешеходов при наезде.
Так что увидите «Кашкай», на всякий случай держитесь подальше! Если он на вас наедет, последствия будут сильнее, чем если бы это сделал Tiguan!
А вообще все современные машины конструируются по одним нормам и требованиям безопасности, поэтому их «5 звезд» так близки в разных нормативах. Все они созданы с тем расчетом, чтобы при столкновении на легальных скоростях выжили все находящиеся внутри «клетки».
Так что глядеть только на этот параметр при выборе автомобиля, наверное, не стоит: в других областях разница между ними может быть более существенной. Так что смотреть надо в комплексе.
Автор: Владимир Андрианов
Какой критерий вы ставите главным при покупке автомобиля? Напишите в комментариях.