Визуальный ряд фильма или спектакля – это основа понимания сюжета, истории, идеи автора. Но незрячим людям он недоступен. Исправить ситуацию помогает тифлокомментирование – дополнительная звуковая дорожка, описывающая события, внешность персонажей и детали, важные для восприятия сюжета.
Тифлокомментирование в России
В данном случае его будет правильнее назвать аудиодескрипцией, ведь речь идет именно о звуке. В музеях и выставочных центрах используют также письменные комментарии, набранные шрифтом Брайля. Их могут дополнять модели и копии экспонатов, которые можно трогать руками. Именно так была организована тифловыставка «Чувство живописи» в Новосибирске.
Но вернемся к фильмам и спектаклям. Чаще всего тифлокомментирование подготавливается заранее. Так, с 2017 г. закон обязывает снабжать дополнительной аудиодорожкой фильмы со статусом «национальный». К ним относятся кинокартины, созданные при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и имеющие логотип Фонда кино в заставке. На запись тифлокомментария к одному фильму уходит примерно неделя. За это время специалист пересматривает фильм десяток раз, а иногда и более.
По закону кинотеатры предоставлять незрячим зрителям доступ к фильмам с тифлокомментированием при помощи дополнительного оборудования. Прослушать специальную аудиодорожку можно через наушники, подключенные к беспроводной системе звука или смартфону, куда заранее загружается нужный файл.
Со спектаклями, балетом и иными представлениями ситуация сложнее. Звуковую дорожку для них заранее не подготовишь. Актеры на сцене могут делать паузы разной длины, использовать разные жесты, да и декорации в одном и том же спектакле в разных театрах могут отличаться. В этом случае используется «живое» тифлокомментирование. Тифлокомментатор сидит в отдельной звукоизолированной кабинке, а его рассказ транслируется через наушники. Некоторые важные детали: описание декораций, костюмов и т. д. – зрителям сообщают заранее, до начала действия, чтобы не отвлекаться на них позже.
Посмотреть тифлофильмы можно и дома. В сети доступны немало кинокартин со специальной аудиодорожкой, не исключая новинки последних лет.
Сложности тифлокомментирования
Создание тифлокомментариев – непростой процесс. Описание должно быть лаконичным, но в то же время достаточно подробным, чтобы дать представление о ключевых моментах. При этом оно не должно забегать вперед. Например, нельзя говорить, что персонаж собирается совершить какое-либо действие до того, как он его совершил. Это может сбить зрителя с толку, ведь комментарий не совпадет со звуковой дорожкой фильма.
Непросто и подгадать момент для комментария. Он не должен совпадать с диалогом или музыкой, имеющей ключевое значение для настроения. Именно поэтому перед спектаклем зрителю всегда дают дополнительную информацию, так как позже встроить ее в комментарий будет непросто.
Труднее всего для тифлокомментирования блокбастеры, насыщенные действием и спецэффектами. Описать их все довольно трудно, как и найти подходящий момент, ведь сюжет двигается непрерывно. Сложности могут вызывать и артхаусные фильмы, смысл и сюжет которых не передашь парой слов. Отдельную задачу представляют собой также анимационные или фэнтезийные ленты – из-за необычного облика персонажей. Задача тифлокомментора – передать необычные детали так, чтобы понял каждый зритель, испытывающий проблемы со зрением.
При этом важно сохранять объективность. Тифлокомментатор рассказывает то, что видит, но не дает собственной оценки. Он не может назвать персонажа злодеем, бездомным, богачом, опираясь на его внешность, если предыстория неизвестна. Рассказ передает только то, что происходит на экране в данный момент, чтобы зритель мог следить за сюжетом вместе с остальными.
Где научиться?
Строгих стандартов по обучению тифлокомментаторов сегодня нет. Эту специальность можно освоить на курсах. Старейшая из программ действует на базе Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского Общества слепых «Реакомп». Здесь будущих тифлокомментаторов обучают технике речи, активному видению (умение отбирать главное из увиденного) и правильному комментированию. Выпускники курса могут работать с фильмами, музейными выставками, спектаклями и спортивными состязаниями. Главное – желание помогать людям увидеть то, что им недоступно.