Найти в Дзене

Городская легенда. Вместо предисловия.

Стоит в центре города дом. Когда-то это был красивый деревянный особняк. А теперь это обычный на первый взгляд, старый домишко на перекрестке улиц Жукова и Почтовой. Стоит, постепенно разрушаясь. Все больше окон заколачивается фанерными щитами, на стенах – следы пожаров и прочей деятельности бомжей и несознательных граждан. Раньше зарастал густыми кустами, но сейчас они вырублены и неказистый дом остался на виду у всей большой и шумной современной улицы. Вряд ли рядовой горожанин знает что это за дом и почему он сохраняется в таком виде, а не снесен, как все соседние. Но все же кто-то прочтет табличку, из которой узнает, что это охраняемый памятник архитектуры, дом адвоката Арсения Хлебникова. Периодически о доме вспоминает местная пресса – обычно по случаю смены владельца или очередного пожара. Есть у него и страничка в Википедии. Так что, невзирая на плачевное состояние, дом не совсем забыт. А вот кто такой был сам Арсений Хлебников, сейчас мало кто вспомнит. Между тем, в советское в

Стоит в центре города дом. Когда-то это был красивый деревянный особняк. А теперь это обычный на первый взгляд, старый домишко на перекрестке улиц Жукова и Почтовой. Стоит, постепенно разрушаясь. Все больше окон заколачивается фанерными щитами, на стенах – следы пожаров и прочей деятельности бомжей и несознательных граждан. Раньше зарастал густыми кустами, но сейчас они вырублены и неказистый дом остался на виду у всей большой и шумной современной улицы. Вряд ли рядовой горожанин знает что это за дом и почему он сохраняется в таком виде, а не снесен, как все соседние. Но все же кто-то прочтет табличку, из которой узнает, что это охраняемый памятник архитектуры, дом адвоката Арсения Хлебникова. Периодически о доме вспоминает местная пресса – обычно по случаю смены владельца или очередного пожара. Есть у него и страничка в Википедии.

Так что, невзирая на плачевное состояние, дом не совсем забыт. А вот кто такой был сам Арсений Хлебников, сейчас мало кто вспомнит. Между тем, в советское время о нем немало писали и говорили, это был, можно сказать, один из героев местного революционного пантеона. Герой второстепенный, но тем не менее. Картина была вполне каноническая – народоволец, верный соратник Ильича, ссыльный, подпольщик, адвокат революционеров 1905 года и так далее, и так далее. Но, как известно, парадная история всегда немного отличается от реальной. Как же она сформировалась? Впервые о Хлебникове советская пресса написала в 1930 году. В то время отмечался пятидесятилетний юбилей организации «Народная воля», а Хлебникова Анна Александровна, вдова нашего героя, как раз хлопотала о назначении пенсии. Очень кстати подвернулся тут корреспондент журнала «Сибирские огни» Борис Жеребцов, который и написал короткую биографическую статью, помещенную в №2 журнала. Затем о Хлебникове никто долго не вспоминал. Но в 1970 году в стране намечался грандиозный юбилей – 100 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Количество книг, фильмов, статей о революции революционерах, вышедших в то время, вряд ли поддается подсчету. Омск тут не отставал. В увековечивании памяти о Хлебникове огромную роль сыграла Вера Александровна Шакурова - краевед, основатель музея революционной, боевой и трудовой славы омских железнодорожников. Казалось бы, при чем тут железная дорога? Об этом расскажем чуть позже…

Вера Александровна Шакурова у дома Хлебникова. 1980 год. Фото с Pastvu.com
Вера Александровна Шакурова у дома Хлебникова. 1980 год. Фото с Pastvu.com

Так вот, Вера Александровна провела колоссальную работу – собрала сведения о Хлебникове, обнаружила и сохранила его личные вещи и часть семейного архива, вела переписку с его потомками, сделала ряд публикаций в местных изданиях. В то же время, в публикациях она невольно сгладила ряд углов в биографии нашего героя. Получилось это явно не специально – ну нельзя было в то время писать в каком-то другом ключе. Но из-за этого появился ряд мифов, которые до сих пор кочуют по прессе и краеведческим ресурсам. Статьи же о Хлебникове стали с тех пор выходить в местных изданиях довольно регулярно.

-3

В 1972 году поэт Леонид Мартынов, чье детство и юность прошли в Омске, взял в руки газету «Омская правда» от 29 апреля и прочел статью «Аккорд Марсельезы» - о Хлебникове, его революционном пути, о его доме на улице Почтовой, о друзьях и соратниках. К последним был в тексте причислен и сам Мартынов, и у поэта, как бы сейчас сказали, «подгорело». «По статье этой, вероятно, где не надо, порядочно погуляли редакционные ножницы, а где надо, увы, не прошлось вдумчивое редакторское перо» - негодовал он. Впрочем, это послужило для Мартынова стимулом вспомнить о том, как же все было на самом деле. В результате он написал на эту тему отдельное эссе «Дом на Почтовой», вошедшее затем в сборник «Воздушные фрегаты».

Попробуем и мы сделать свой «подход к снаряду» и разобраться с биографией Арсения Хлебникова. Помогут нам в этом фонды Исторического архива Омской области, где мы найдем сведения об адвокатской деятельности Арсения Хлебникова; Омского государственного историко-краеведческого музея, где хранится часть его семейного архива; Музея Омских железнодорожников, который хранит материалы исследований Веры Шакуровой и личные вещи Хлебникова.

Разговор будет долгим и, надеюсь, интересным. Продолжение следует!

#омск #история #дом хлебникова