Найти в Дзене
Bonewstory

Анализ труда Н.М. Карамзина «Записка о древней и новой России»: основные проблемы

Н.М. Карамзин являлся крупным писателем сентиментального направления конца XVIII и начала XIX веков. Автор «Писем русского путешественника», «Бедной Лизы» и некоторых других сентиментальных повестей представлял собой яркого и талантливого идеолога аристократии. Путешествие заграницу в 1789 году развило желание Н.М. Карамзина к изучению отечественной истории и его целью стало воспитание в людях любови к родине. «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» — развёрнутый меморандум, составленный придворным историографом Н.М. Карамзиным для Александра I по просьбе его сестры Екатерины Павловны в 1811 году. Труд вошёл в историю как первый манифест российского консерватизма. Карамзин работал над «Запиской» с декабря 1810 по февраль 1811 года. В марте того же года в Твери записка была передана лично императору. В данном произведении Н.М. Карамзин выражает взгляды наиболее дальновидной части консервативной оппозиции, недовольной ходом либеральных реформ Алексан

Н.М. Карамзин являлся крупным писателем сентиментального направления конца XVIII и начала XIX веков. Автор «Писем русского путешественника», «Бедной Лизы» и некоторых других сентиментальных повестей представлял собой яркого и талантливого идеолога аристократии. Путешествие заграницу в 1789 году развило желание Н.М. Карамзина к изучению отечественной истории и его целью стало воспитание в людях любови к родине.

Н.М. Карамзин
Н.М. Карамзин

«Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» — развёрнутый меморандум, составленный придворным историографом Н.М. Карамзиным для Александра I по просьбе его сестры Екатерины Павловны в 1811 году. Труд вошёл в историю как первый манифест российского консерватизма. Карамзин работал над «Запиской» с декабря 1810 по февраль 1811 года. В марте того же года в Твери записка была передана лично императору.

В данном произведении Н.М. Карамзин выражает взгляды наиболее дальновидной части консервативной оппозиции, недовольной ходом либеральных реформ Александра I и деятельностью М.М. Сперанского. Содержание "Записки" – это блестящий очерк истории России и ее современного состояния, пронизанный мыслью о незыблемой и спасительной роли самодержавия как основы российского государственного порядка. Карамзин впервые формулирует в "Записке" политические идеи, вокруг которых развернутся жаркие общественные споры XIX века. Автограф Карамзина, по-видимому, утрачен, но текст произведения сохранился в многочисленных копиях. Публикация "Записки", находившейся в XIX веке под цензурным запретом, растянулась на столетия, и первое ее издание, отвечающее современным научным требованиям, состоялось только в 1988 г.

«Записка» имеет две части: в первой дается краткий обзор всей истории России, во второй – анализ внутренней и внешней политики Александра I. Наличие в «Записке» критических ноток в отношении внутренней и внешней политики Александра I отнюдь не вызвало удовольствия последнего. Трудно сказать, решился ли бы сам Карамзин опубликовать сочинение, наиболее полно отразившее его политические взгляды. «Два мнения были тогда господствующими в умах: одни хотели, чтобы Александр в вечной славе своей взял меры для обуздания неограниченного самовластия, столь бедственного при его родителе; другие, сомневаясь в надежном успехе такового предприятия, хотели единственно, чтобы он восстановил разрушенную систему Екатеринина царствования, столь счастливую и мудрую в сравнении с системою Павла. В самом деле, можно ли и какими способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти? Умы легкие не затрудняются ответом и говорят: «Можно, надобно только поставить закон еще выше государя», - утверждал автор.

В данной работе Н.М. Карамзин акцентирует свое внимание на необходимости укрепления самодержавия и осуждении реформ М.М. Сперанского, а также выступает против отмены крепостного права, которая, по его мнению, могла привести к упадку земледелия, обогащению торгашей и угрозе государственной безопасности. Осуждая реформы Сперанского, он писал: «России никакие реформы не нужны, а нужны 50 хороших губернаторов, побольше священников». Любые преобразования он считал ненормальным, противоестественным явлением.

Российское единодержавие — первый элемент историко-политической концепции Н.М. Карамзина. В своей работе он рассуждал о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Продолжая данную мысль, он отмечал: «Было время, когда она, рожденная, возвеличенная единовластием, не уступала в силе и в гражданском образовании первейшим европейским державам». Таким образом, подводил он, «самодержавие основало и воскресило Россию».

В своей концепции Н.М. Карамзин выделял 4 системы правления, которая включает тираническую, олигархическую, республиканскую (демократическую), монархическую. Лучшей системой исследователь считал демократическую систему правления. Однако для этого необходим высокий уровень нравственности, что не доставало в России. Тем самым, лучшей системой правления для России, по его мнению, считалась монархическая, совмещенная с аристократией.

Московский период истории российского государства Н.М. Карамзин оценивал чрезвычайно высоко, поскольку именно Москва, с его точки зрения, возродила принцип единовластия.

Историческое обоснование монархии дополняется историческим обоснованием дворянских прав и привилегий именно родовой знати, аристократии. Из труда можно отметить следующую мысль: «Самодержавие есть палладиум России; целость его необходима для ее счастья; из сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел право унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия». Итогом его политической программы могут является следующие слова: «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми — государь, единственный законодатель, единовластный источник властей. Вот основание Российской монархии».

Как итог, в «Записке» Н.М. Карамзин изложил цельную концепцию самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с православием и православной церковью. С точки зрения историка, самодержавие представляло собой «умную политическую систему», прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система, ставшая «великим творением князей московских» – начиная с Ивана Калиты, в основных своих элементах слабо зависела от личных свойств, ума и воли отдельных правителей, поскольку не была продуктом личной власти, а являлась довольно сложной конструкцией, опирающейся на определенные традиции и государственные и общественные институты. «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» свидетельствует о том, что для Н.М. Карамзина история это морально-политическое назидание.

#история #история россии #карамзин #исторические факты #труды #источниковедение #историография