Найти в Дзене
Ирина Адамова

Тончайшая грань между талантом и гениальностью.

Когда я попросила своего очень неглупого знакомого прокомментировать мои статьи, он сделал замечание о частом употреблении в заметках, посвященных искусству, таких слов как «талантливый», «гениальный», «шедевр». Пересмотрев некоторые из них, я отметила, что использовала эти слова не для каждого мастера.

Интуитивно я чувствую разницу между талантом и гениальностью, но для того, чтобы объяснить это внятно, нужны теоретические знания. В этой статье я постараюсь доступным языком прояснить для самой себя и для моих любимых читателей суть природы гениальности.

Оказалось, что многие выдающиеся мыслители разных периодов истории занимались изучением этого любопытного вопроса. В частности, философ Артура Шопенгауэр разработал теорию о гениальности, основные идеи которой заключаются в следующем.

Во-первых, гениальность состоит в совершенно непомерном, реальном избытке интеллекта, которого не требует для себя и своих услуг слепая воля, управляющая миром. Гениальный человек охватывает своим сознанием общие начала бытия и становится, таким образом, способным к познанию сущности вещей, на что не способны ни обыкновенные люди, ни выдающиеся таланты.

Во-вторых, сущность гениальности состоит в созерцательном и, следовательно, более объективном и целостном познании мира, что позволяет гению видеть такие миры, которые недоступны для восприятия и понимания других людей.

В-третьих, предметом познания гения являются только те проблемы, в которых отражается «суть вещей вообще, только общее в них, целое», а все остальные люди, напротив, легко проходят мимо тех проблем, которые гений просто не может пропустить.

То есть, формулируя кратко, гениальность имеет не рациональную природу, а всеобщую.

-2

Эта тема вызывает интерес ученых и в настоящее время. Привожу одно из объяснений понятия гениальности, которое я нашла в интернете: «Гениальность является проявлением силы гармонии, тяги человека к совершенному, прекрасному и раскрывается в выражении эстетического на основе высочайшей чувственной восприимчивости, вдохновения, исключительно повышенной интеллектуальной способности воображения. Можно говорить о том, что вообще, все сферы деятельности неразрывно связаны через творчество и представляют собой, по сути, общий путь обретения свободы».

Меня заинтересовали разработки нашего соотечественника Сергея Васильевича Чернова. Он является кандидатом педагогических наук, доктором философских наук, профессором, ректором Института Непрерывного Профессионального Образования и главным редактором журнала «Философская школа». Таким образом, компетентность этого ученого не вызывает никаких сомнений.

-3

В своих работах Чернов выделяет существенные характеристики гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсализм и, в большей мере, независимость от наследственности. Он не делает из своих знаний тайны, заявляет, что в его деятельности отсутствует коммерческий интерес, что он готов трудиться даже на бесплатной основе, так как «труд – это не работа, которая должна обязательно оплачиваться, труд – это исконная потребность человека, он исходит изнутри. Труд имеет духовную природу, а работа – социальную, поэтому я готов трудиться безвозмездно на любых условиях и в любых форматах».

Эпиграфом к одной из своих книг ученый взял слова Оноре де Бальзака: «Первоначальная идея этого произведения предстала передо мной как некая греза, как один из тех невыполнимых замыслов, которые лелеешь, но не можешь уловить. Однако и эта химера, как и многие другие, воплощается. Она повелевает, она наделена неограниченной властью, и приходится ей подчиняться».

Исследованию гениальности посвящена целая серия трудов автора. Основная цель исследований – предпринять попытку приоткрыть завесу тайны гениального ума. В них впервые, посредством применения метода триадической диалектики, представлены особенности, содержание и структура гениального ума, отражающего существенные отличительные признаки гениальности: универсальность, парадоксальность, вневременность.

-4

Автор развивает и уточняет ряд ключевых понятий, составляющих научный аппарат исследования гениальности, в частности, понятие «гениальная идея». Аргументируется положение, что гениальность - не является следствием выдающихся способностей, таланта, или иных психологических, конституционных, психогенных свойств человека. Наоборот, гениальность рассматривается как сущее в своем бытии и настоящая причина, определяющая духовную (провиденциально-нравственно-творческую) сущность человека. Автор обосновывает положение, что именно исследование гениальности должно стать одним из ведущих направлений в восстановлении целостного образа человека в противовес постмодернистским теориям в философии и науке, которые последовательно и окончательно разрушают представление о светлом лике человека: человеке как существе духовном, человеке как созидателе, человеке как образе и подобии Божьем.

Новизна исследований заключается в разработке и обосновании идеально-смыслового критерия гениальности, основанного на трех универсальных триадах:

любовь – истина - красота;

благое - возвышенное - прекрасное;

человечность - идеал совершенства - созидательно-творческий ум.

Сергей Чернов прочитал цикл из семи лекций в Подольском музее Образования с общим названием «Тайна гения – тайна человека». У него возникла идея создать в Подольске Школу творчества, но не по типу художественных или музыкальных, узкоспециализированных школ, а на основе изучения опыта гениальных, талантливых, выдающихся людей, оставивших свой след в истории России и всего мира.

«Если мне удастся найти в Подольске заинтересованных партнеров, которые станут моей точкой опоры, то – как говорил Архимед – мы перевернем мир.Школа творчества актуальна для такого большого города, где численность населения приближается к 400 тысячам. Не каждый областной центр имеет столько жителей. Если она будет создана, то станет первой в отечественной истории.
У нас сейчас множество лицеев и гимназий, но творчества в них мало – в основном подготовка к сдаче ЕГЭ практически с первого класса. Это настоящая беда, потому что развитие человека не должно иметь границ в творческом плане.
Ее предшественником я вижу Царскосельский лицей, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин. Воспитанники лицея учились мыслить, и из его стен вышло немало талантливых людей и один гений. В нашей Школе люди будут учиться мыслить и раскрывать свой творческий дар! В Школе творчества может быть множество направлений.
В свое время создатель нового рода живописи Василий Кандинский работал в подобном заведении – в Баухаузе в Германии, где создали экспериментальную школу-мастерскую и применяли новую систему обучения, основанную на синтезе искусств. Он создал там мастерскую, в которой молодые художники стажировались и получали первый опыт личной творческой деятельности. Эта школа была популярна, да и сам Кандинский был великолепным организатором и объединял своей кипучей энергией людей », - так ученый пояснил свою идею.

Конечно, большинство мастеров, создававших прекрасные произведения искусства, - это люди одаренные и талантливые. Но встречаются среди них и гении, в творениях которых проявляется высшая красота и гармония. И если оценивать с этих позиций произведения Карла Ивановича Росси, который и навел меня на эти размышления, я все же рискну утверждать, что он был гениальным Мастером. А для того, чтобы в этом убедиться, нужно внимательно рассмотреть его творческую биографию. Но это уже отдельная тема для следующей статьи.

Лекция С.В. Чернова: https://yandex.ru/video/preview/?text=сергей%20васильевич%20чернов%20философ%20учение%20о%20гениальности%20биография&path=wizard&parent-reqid=1638095476936393-18007933919907729897-vla1-4612-vla-l7-balancer-8080-BAL-2478&wiz_type=v4thumbs&filmId=15664797925260979908

-5