Найти тему

Сказочные дома

Дом. Место, где мы не просто обитаем. Это место, которое делает нас счастливыми. Каким же должен быть НАШ ДОМ? 

Фото с сайта unsplash.
Фото с сайта unsplash.


Сюжет трилогии Милены Завойчинской «Дом на перекрестке» построен на том, как главная героиня Виктория заключает 1 апреля пари в соцсетях, что в мире много добрых людей, которые могут откликнуться на призыв о помощи и безвозмездно предоставить жилье. Так она оказывается владелицей полуразвалившегося домика, получив его в дар от умирающей пожилой дамы. Не знала Вика одного: дом не простой, как и дама. Дом этот - ДОМ на перекрестке миров. Сама Вика теперь станет Хозяйкой перекрестка, открывающей миры.


Книга интересна и сама по себе, и романтической историей. Но вот образ дома чуть ли не лучший. Это не просто домик. Это живой организм, который чувствует, понимает, готов помочь.


«И дом… Снаружи — для всех это заброшенное и развалившееся здание, эдакий «дом с привидениями». А внутри (очень даже неправильном внутри, хочу заметить) — это красивый, хоть и запущенный и грязный особняк. Причем живой, судя по моим ощущениям. И, похоже, не только живой, а еще думающий и дружелюбный. Ведь он услышал мои слова о ванне и печи, и тут же поспешил для меня их материализовать».


Сначала Вика отмывает комнату за комнатой, а взамен Дом в самые неожиданные места подкладывает ключ от новой двери. А потом, когда Вика проговорила вслух, что ей не хватает привычных удобств, Дом создает и ванную, и туалетную комнату. Он может обставить комнату так, как ты себе представляешь это. Он откликается на ласковое слово. Ему нравится, что постепенно жилище наполняется близкими, хорошими людьми.


Затем и вовсе перед нами предстает не то замок, не то дворец.


«Зрелище ошеломляло. Дряхлый старый особняк превратился в небольшой, словно игрушечный, дворец. Честно, я не вру. Самый, что ни на есть настоящий, только совсем маленький, такого же размера, как и прежний дом. Белый, с башенками и украшением из каменного кружева. Небольшой, всего в два или три этажа, я отсюда не могла точно понять. Крыша красная, как и раньше, и на одной из четырех башенок тот же самый флюгер — кованый грифон».


Идея живого дома развита и в романе Марины Суржевской "Дикарь". Если у дома есть сердце (настоящее, его стук вполне можно услышать), то он будет заботиться о хозяевах, "может нагреть воды для ванны, или выкрасить окна", подсказать правильное решение, насылая вещие сны. Так сделал особняк семьи Лагранж, чтобы осчастливить двух своих любимых членов семьи: младшего сына хозяев и невестку старшего сына.
Любовь возродит дикаря с запечатанной магией. Любовь же возродит и мертвый дом в Оливковой роще.


"Утром горожане не узнали Оливковую рощу. А все потому, что с ожившим домом все стало гораздо проще и легче. Только дом у нас оказался юным и шаловливым, потому что к рассвету ставни оказались выкрашенными в ярко-малиновый цвет, а ступеньки — в небесно-голубой".


Это прообраз наших умных домов, только в современном мире всём правит техника, а в сказочном - ДУША, поэтому дом может переживать и сочувствовать.


"Дом, как и Шерх, утешает. Наполняет мне ванну после рабочего дня, пыхтит закипающим чайником, когда я сижу на террасе, кутаясь в шаль, разукрашивает цветами стены или подсовывает тапочки к кровати, чтобы ноги не мерзли".

Живыми были дома у альвов - есть такая раса в серии книг Карины Деминой "Мир камня и железы".


И дома переживали войну так же тяжело, как и люди (вернее, нелюди).


"В подвалах наверняка вновь сыро, а от сырости заводится плесень, от которой дом может заболеть…
…отец плесень выжигал.
…а матушка слушала комнаты, поскольку дом был стар и сам не справлялся с короедами.

Он боялся. И нынешнего пробуждения, и старости, и того, что ныне забыт хозяевами, а значит, оставлен сам на себя. Сам же он не справится ни с плесенью, ни с короедами, ни с дичающими побегами у южной стены. Они же будут тянуть соки, истощая и без того уставший дом.

— Я о тебе позабочусь, — сказала Ийлэ, погладив стену".


И появление хозяина, хозяйки для дома как дыхание новой жизни.


"Дом отозвался на прикосновение, полусонный, раздраженный, он все-таки узнал Ийлэ, и стена расползлась по шву, к счастью, беззвучно".


Совсем другой дом в книге.


Александры Черчень "Дом на двоих".


Героиня, художник-иллюстратор,  получает заказ на рисунки для компьютерной игры Благого и Неблагого двора. Получив наследство, в поисках вдохновения, она приезжает в ирландскую глубинку, в дом, словно "сошедший со страниц старых сказок".


Вопрос только в том, какие сказки - добрые или страшные?


"Дом настороженно присматривался ко мне, а я к нему. Я на цыпочках ступала по его ступеням, а он скрипел под моими ногами половицами. Я с усилием отворяла тяжелые створки окон, а он упирался всеми силами рассохшейся древесины. Я трогала старинные рамы зеркал, а он искажал мое отражение до неузнаваемости…
Стоя возле очередного зеркала, я вглядывалась в силуэт по ту сторону завесы из пыли и только дивилась тому, как полумрак может превратить рыжие локоны в темные, а мою субтильную фигурку в весьма внушительную".


Да, Беата оказывается в необычном месте. Она становится Светлой Хозяйкой дома-на-холме. Хозяин Тёмной половины - Плетущий, заключённый королевой за некие прегрешения по ТУ СТОРОНУ мира.
Дом у героев на двоих, вот и законы проживания на двоих: она, как страж, оберегает неизвестно какую границу неизвестно от кого (или чего), он же мечтает расширить границы своего существования.


А объединяет их ДОМ.


"Благодаря творческому складу характера и общей мечтательности к дому я относилась как к чему-то полуживому. Да и вообще, думаю, у всего есть своя энергетика. А это место настолько древнее и, несомненно, с такой богатой историей, что у него ее не может не быть".


Каким же должен быть ДОМ?


Своим, любимым, родным.


"Дом — это ведь не набор бетонных балок, перегородок, окон и ковров. Разбери их все, сломай и собери заново по-другому, и это перестанет быть тем, что ты называешь домом. Дом — это определенный порядок вещей в жизни. Знакомых, привычных и понятных. Когда ты знаешь, что в ванной все стоит так, как ты поставил, когда есть любимая кофейная чашка на кухне, когда ты знаешь, что можешь пойти утром в магазин за углом, а там тебе улыбнется продавец Чак, с которым ты, кажется, знаком тысячу лет…. Да, дом — это порядок вещей. И может, состояние внутри тебя" (Вероника Мелан "Корпорация желаний")