Дом. Место, где мы не просто обитаем. Это место, которое делает нас счастливыми. Каким же должен быть НАШ ДОМ?
Сюжет трилогии Милены Завойчинской «Дом на перекрестке» построен на том, как главная героиня Виктория заключает 1 апреля пари в соцсетях, что в мире много добрых людей, которые могут откликнуться на призыв о помощи и безвозмездно предоставить жилье. Так она оказывается владелицей полуразвалившегося домика, получив его в дар от умирающей пожилой дамы. Не знала Вика одного: дом не простой, как и дама. Дом этот - ДОМ на перекрестке миров. Сама Вика теперь станет Хозяйкой перекрестка, открывающей миры.
Книга интересна и сама по себе, и романтической историей. Но вот образ дома чуть ли не лучший. Это не просто домик. Это живой организм, который чувствует, понимает, готов помочь.
«И дом… Снаружи — для всех это заброшенное и развалившееся здание, эдакий «дом с привидениями». А внутри (очень даже неправильном внутри, хочу заметить) — это красивый, хоть и запущенный и грязный особняк. Причем живой, судя по моим ощущениям. И, похоже, не только живой, а еще думающий и дружелюбный. Ведь он услышал мои слова о ванне и печи, и тут же поспешил для меня их материализовать».
Сначала Вика отмывает комнату за комнатой, а взамен Дом в самые неожиданные места подкладывает ключ от новой двери. А потом, когда Вика проговорила вслух, что ей не хватает привычных удобств, Дом создает и ванную, и туалетную комнату. Он может обставить комнату так, как ты себе представляешь это. Он откликается на ласковое слово. Ему нравится, что постепенно жилище наполняется близкими, хорошими людьми.
Затем и вовсе перед нами предстает не то замок, не то дворец.
«Зрелище ошеломляло. Дряхлый старый особняк превратился в небольшой, словно игрушечный, дворец. Честно, я не вру. Самый, что ни на есть настоящий, только совсем маленький, такого же размера, как и прежний дом. Белый, с башенками и украшением из каменного кружева. Небольшой, всего в два или три этажа, я отсюда не могла точно понять. Крыша красная, как и раньше, и на одной из четырех башенок тот же самый флюгер — кованый грифон».
Идея живого дома развита и в романе Марины Суржевской "Дикарь". Если у дома есть сердце (настоящее, его стук вполне можно услышать), то он будет заботиться о хозяевах, "может нагреть воды для ванны, или выкрасить окна", подсказать правильное решение, насылая вещие сны. Так сделал особняк семьи Лагранж, чтобы осчастливить двух своих любимых членов семьи: младшего сына хозяев и невестку старшего сына.
Любовь возродит дикаря с запечатанной магией. Любовь же возродит и мертвый дом в Оливковой роще.
"Утром горожане не узнали Оливковую рощу. А все потому, что с ожившим домом все стало гораздо проще и легче. Только дом у нас оказался юным и шаловливым, потому что к рассвету ставни оказались выкрашенными в ярко-малиновый цвет, а ступеньки — в небесно-голубой".
Это прообраз наших умных домов, только в современном мире всём правит техника, а в сказочном - ДУША, поэтому дом может переживать и сочувствовать.
"Дом, как и Шерх, утешает. Наполняет мне ванну после рабочего дня, пыхтит закипающим чайником, когда я сижу на террасе, кутаясь в шаль, разукрашивает цветами стены или подсовывает тапочки к кровати, чтобы ноги не мерзли".
Живыми были дома у альвов - есть такая раса в серии книг Карины Деминой "Мир камня и железы".
И дома переживали войну так же тяжело, как и люди (вернее, нелюди).
"В подвалах наверняка вновь сыро, а от сырости заводится плесень, от которой дом может заболеть…
…отец плесень выжигал.
…а матушка слушала комнаты, поскольку дом был стар и сам не справлялся с короедами.
Он боялся. И нынешнего пробуждения, и старости, и того, что ныне забыт хозяевами, а значит, оставлен сам на себя. Сам же он не справится ни с плесенью, ни с короедами, ни с дичающими побегами у южной стены. Они же будут тянуть соки, истощая и без того уставший дом.
— Я о тебе позабочусь, — сказала Ийлэ, погладив стену".
И появление хозяина, хозяйки для дома как дыхание новой жизни.
"Дом отозвался на прикосновение, полусонный, раздраженный, он все-таки узнал Ийлэ, и стена расползлась по шву, к счастью, беззвучно".
Совсем другой дом в книге.
Александры Черчень "Дом на двоих".
Героиня, художник-иллюстратор, получает заказ на рисунки для компьютерной игры Благого и Неблагого двора. Получив наследство, в поисках вдохновения, она приезжает в ирландскую глубинку, в дом, словно "сошедший со страниц старых сказок".
Вопрос только в том, какие сказки - добрые или страшные?
"Дом настороженно присматривался ко мне, а я к нему. Я на цыпочках ступала по его ступеням, а он скрипел под моими ногами половицами. Я с усилием отворяла тяжелые створки окон, а он упирался всеми силами рассохшейся древесины. Я трогала старинные рамы зеркал, а он искажал мое отражение до неузнаваемости…
Стоя возле очередного зеркала, я вглядывалась в силуэт по ту сторону завесы из пыли и только дивилась тому, как полумрак может превратить рыжие локоны в темные, а мою субтильную фигурку в весьма внушительную".
Да, Беата оказывается в необычном месте. Она становится Светлой Хозяйкой дома-на-холме. Хозяин Тёмной половины - Плетущий, заключённый королевой за некие прегрешения по ТУ СТОРОНУ мира.
Дом у героев на двоих, вот и законы проживания на двоих: она, как страж, оберегает неизвестно какую границу неизвестно от кого (или чего), он же мечтает расширить границы своего существования.
А объединяет их ДОМ.
"Благодаря творческому складу характера и общей мечтательности к дому я относилась как к чему-то полуживому. Да и вообще, думаю, у всего есть своя энергетика. А это место настолько древнее и, несомненно, с такой богатой историей, что у него ее не может не быть".
Каким же должен быть ДОМ?
Своим, любимым, родным.
"Дом — это ведь не набор бетонных балок, перегородок, окон и ковров. Разбери их все, сломай и собери заново по-другому, и это перестанет быть тем, что ты называешь домом. Дом — это определенный порядок вещей в жизни. Знакомых, привычных и понятных. Когда ты знаешь, что в ванной все стоит так, как ты поставил, когда есть любимая кофейная чашка на кухне, когда ты знаешь, что можешь пойти утром в магазин за углом, а там тебе улыбнется продавец Чак, с которым ты, кажется, знаком тысячу лет…. Да, дом — это порядок вещей. И может, состояние внутри тебя" (Вероника Мелан "Корпорация желаний")