Еще будучи курсантом на практике обнаружил на судне такой пеленгатор. Судно было 1987 года постройки. Капитан, про которого я рассказывал в предыдущей статье, поставил передо мной задачу разобраться, как работать таким пеленгатором. Это была проверка на сообразительность и некоторые базовые понятия. Как проверить компетенцию еще зеленого курсанта, который собирается стать штурманом? Дать ему неведомую фигню и сказать, чтобы разобрался.
На самом деле ничего сложного в пользовании такого пеленгатора нет, но сначала давайте разберемся, что такое пеленгатор в принципе.
Пеленгатор — это прибор для пеленгации. Все всем стало понятно и ясно, а что такое пеленгация? Пеленгация — определение место чего-либо при помощи пеленга. Стало еще понятнее, а что такое пеленг? Пеленг — это угол между плоскостью меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через точку наблюдения и наблюдаемый объект.
Именно такую цепочку определений вы найдете в интернете и это все правильно, примерно так и учат в университете. Но как быть человеку, который не тратил 5 лет, чтобы стать штурманом. Что такое пеленг или пеленгатор?
Проще говоря, пеленг — это направление на объект, а пеленгатор — это прибор позволяющий определить этот пеленг.
Современный пеленгатор.
К сожалению, фотографий самого определения пеленга при помощи старого пеленгатора у меня не осталось, поэтому принцип определения пеленга и конструкцию пеленгатора буду рассказывать по современному аналогу. Принцип и устройство практически не изменились.
- Предметная мишень
- Глазная мишень
- Курсовая мишень
- Система зеркал
- Светофильтры
Принцип определения пеленга, на самом деле, очень прост. Необходимо сопоставить глазную и предметную мишени с объектом, который вы хотите взять как ориентир. Для примера я решил взять красно белую трубу вдалеке, ведь она отлично выделяется на фоне остальных объектов.
И благодаря системе зеркал мне достаточно взглянуть вниз, чтобы определить пеленг и он равен 142 градусам.
Так же при помощи светофильтров можно брать пеленг и на солнце, чтобы определить поправку гирокомпаса, но это уже ближе к астрономии.
Пеленгатор, которому пора в музей.
Теперь можно переходить собственно к главному герою нашей статьи. А главный герой статьи переносной пеленгатор старого образца, который имеет свою картушку, когда современные пеленгаторы ее не имеют и это основное отличие в устройстве от современных пеленгаторов.
Перейдем пожалуй к принципу определения пеленга. Так как у этого пеленгатора собственная картушка его можно использовать независимо от репитера гирокомпаса или магнитного компаса, главное иметь ровную поверхность.
И вот здесь основное отличие в подготовке к определению пеленга, когда современный пеленгатор достаточно установить на репитер гирокомпаса и можно определять пеленг. Здесь сначала на картушке надо выставить курс судна и поставить пеленгатор по курсу и только потом снимать пеленг объекта.
Как вы можете видеть на примере пеленгаторов разных эпох, принцип и устройство пеленгаторов практически не изменилось, собственно, как и секстантов.
Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи:
#море #мореплавание #пеленгатор #пеленг