Найти тему
В погоне за эмоциями

Опоки несбывшихся надежд. Часть III. Мыс Бык

Оглавление

Мы проснулись около девяти часов утра. Дождь прекратился, но на улице по-прежнему было сыро и хмуро. Примерно таким же смурным и непонятным было наше настроение. Вылезли из машин, разложили столы, стали готовить завтрак. Когда каша сварилась, а чайник закипел - уселись завтракать и беседовать.

Новые времена и новые технологии рождают новые слова в языке. Я в тот момент вспомнил слово, которое встречал у кого-то то ли в блоге, то ли в Инстаграме - "развиртуализироваться". Мы с Сашей периодически общались на форуме выпускников МГУ более 10 лет, а обстоятельно поговорить вживую получили возможность впервые (предыдущий день не в счёт: там мы целый день ехали по асфальту, потом вечером ехали вне асфальта, а затем дотемна пытались вытащить УАЗ). Выяснилось, что биографии наши чрезвычайно похожи. Саша родился, вырос и учился в школе в Костроме, я - в Кинешме. После 10 класса мы оба поступили в СУНЦ МГУ, а дальше оба пошли по накатанной дорожке: год учёбы в Интернате, Университет, аспирантура, защита кандидатской (в случае Саши - PhD, поскольку аспирантура была не в России), работа в наукоёмкой сфере. Поговорить нам было о чём. В основном, вспоминали СУНЦ, в котором учились в 11 классе. Саша учился там на три года раньше меня, но состав преподавателей (и воспитателей - есть там и такая должность) в период его учёбы был почти полностью такой же, как и при мне. Рассказали друг другу немало забавных историй, происходивших с нами во время обучения в Интернате. Чудны завихрения судьбы: получается, предпосылкой того, что мы этим летом оказались вместе в лесах Великоустюгского района Вологодской области на берегу реки Верхней Ёрги - была физико-математическая школа-интернат, располагающаяся "в филейной части белокаменной Москвы".

Но постепенно все наши разговоры свелись к теме, более актуальной в тот момент, чем воспоминания об интернатовской юности: как нам помочь экипажу "Патриота"? Оставлять их застрявшими в колее с маленькими детьми было нельзя. Но что делать? Ехать туда на двух машинах? Наверняка дождь ещё больше размочил дорогу, и мы рисковали просто не доехать, застрять по пути. Ехать выдёргивать на одном Ховере, который был чуточку более проходимым из-за наличия лифта подвески? В этом случае, если бы я застрял по пути (например, в той самой низине с овражком) - выдернуть меня было уже некому. А связаться с Женей и Алёной мы не могли: в этом живописном месте на берегу Верхней Ёрги не ловила вообще никакая сотовая связь.

После долгих совещаний остановились на следующем варианте: мы заканчиваем завтрак, собираем все вещи - и едем в Лодейку, где сотовая связь точно есть. Оттуда звоним Жене и Алёне, интересуемся, как у них дела - а дальше решаем, что делать. Собственно, дела у них могли быть либо такими же, как вечером - либо по каким-то причинам они могли стать ещё хуже. Поэтому мы планировали предложить им найти в Лодейке трактор и договориться с трактористом, чтобы тот поехал в лес и вытащил УАЗ из болотины на твёрдую поверхность. Правда, вслепую тракторист не поехал бы, нужно было его сопровождать - но вот это уже смело можно было сделать на Ховере. Только мы успели единогласно утвердить такое решение, как со стороны леса послышался глухой рокот дизельного двигателя...

Мы направились к дороге, чтобы посмотреть: кто же это едет из этого глухого леса? Количество загадок и сюрпризов, преподносимых нам левобережьем Сухоны, увеличивалось на глазах. Впрочем, одна тайна раскрылась тут же: из-за деревьев показался тот самый УАЗ "Патриот", который мы вечером оставили застрявшим по пороги в болотине! Он приблизился к нам, мы все трое подошли к дороге, разведя руками в немом вопросе: "Как?!"

Второе пришествие Алёны (которая в этот раз ехала на пассажирском кресле) снова дало ответы на все наши вопросы. Вечером они жарили шашлыки - и слышали ту же самую музыку, что и мы (то есть это была не галлюцинация). Музыка доносилась с правого берега Сухоны, где располагается деревня Порог, а в ней - база отдыха "Северное диво" (судя по всему, там и устроили ночное веселье). По поводу же главного терзавшего нас вопроса Женя с Алёной поведали следующее. Они ещё вечером связались с отцом Жени, который живёт в Великом Устюге, и попросили помочь. Рано утром он приехал в Лодейку, нашёл трактор, договорился с трактористом - и они проехали 20 километров до застрявшего "Патриота", который благополучно вытащили.
- Но каким путём ехал трактор? - удивились мы. - Мимо нас он не проезжал!
- Проезжал рано утром, - ответили Женя с Алёной. - Мы, кстати, за вас переживали - звонили вам на рассвете, когда начался дождь, чтобы вы проснулись и поскорее уезжали, чтобы самим не застрять. Но не дозвонились, вы недоступны были. А тракторист нам сказал, что проезжал мимо вас, вы были уже на твёрдом. Тогда мы успокоились.
Получается, мы все трое спали так крепко, что не услышали трактора. Сам спаситель тоже вскоре выехал из-за леса.

-2

Мы подумали, что это тоже любопытное завихрение судьбы. Женя и Алёна родом из Великого Устюга, а живут и работают в Ярославле. Интересно совпало, что три разных экипажа из Ярославля, Костромы и Кинешмы встретились в тайге Вологодской области. Долго разговаривать мы не стали - пожелали друг другу удачи, и УАЗ поехал в сторону Лодейки вслед за трактором. А мы стали собирать и упаковывать вещи. Настроение, конечно, перестало быть смурным: самая главная проблема больше перед нами не стояла, она разрешилась без нашего участия. Да и на небе к тому моменту как-то посветлело.

Наиболее сложной задачей было приведение в порядок ручной лебёдки с заклинившим тросом. Ещё вечером то ли Саша, то ли Женя с Алёной подали идею: зацепить её за дерево и дёрнуть трос машиной. Я так и сделал - зацепил корозащитную стропу за лежавшие рядом деревья и пристегнул к ней лебёдку.

-3

Дёргать Ховером пришлось три раза, пока не распутались все проблемные витки троса.

-4

Потом мы уложили лебёдку на брёвна и стали сматывать трос. Процедура получилась небыстрой. Я двигал туда-сюда рычагом, оглашая окружающий нас лес металлическим треском; Александр держал трос натянутым, чтобы он сматывался правильно; а Александра стояла рядом и подкалывала нас:
- Достойная работа для двух кандидатов наук!
Наконец, лебёдка была переведена из боевого положения в походное и закреплена на верхнем багажнике Ховера. Там же привязали пакет с мусором - уже довольно объёмный к тому моменту. Погрузили вещи в багажники и начали движение уже после полудня. Сразу же остановились на мосту через Верхнюю Ёргу для фото.

-5

Дно реки в этом месте очень интересное. Выглядит, как каменистое - на самом же деле это твёрдая глина. Та самая, которая на дорогах выглядит валунами, но если наступить ногой - рассыпается на части.

-6

Оставшиеся три километра до ровной и твёрдой дороги были скользкими и грязными, но, конечно, никаких проблем для нас не составили.

-7

Алёна с Женей на своём УАЗе вообще от места застревания до нас доехали своим ходом при асфальтном давлении в колёсах. В наших шинах всё-таки было не больше одной атмосферы.

Наконец, мы оказались на твёрдом грейдере, где к тому же ловила сотовая связь. Позвонили своим родным и сообщили, что у нас всё хорошо.

-8

Немного попетляли по грейдеру, идущему через лес. Проехали деревню Большое Вострое, а перед деревней Берёзово повернули направо. Проехались по опушке леса, спустились по крутому склону к Сухоне и поехали дальше вверх по её течению. Высокий берег справа от нас на глазах становился всё выше и выше. И через несколько сотен метров перед нами во всей красе предстал он - высоченный мыс Бык, на фоне которого наши машины казались игрушечными.

-9

Верхняя часть берега в этом месте - почти отвесная. С неё периодически осыпаются кусочки глины и образуют в нижней части более пологий уклон, на котором растёт какая-то трава. А камни, которые лежат на горизонтальной части берега, ближе к воде - они, как принято в этих краях, не совсем камни.

-10

По осыпи мы поднялись вверх - и стали фотографироваться.

-11

Алёна предыдущим вечером говорила нам, что мыс Бык - "попсовое" место и что обычно там бывает много народу. В этот раз мы были одни на берегу.

-12

Я подумал, что было бы неплохо приехать сюда на несколько дней с детьми. Необычайно красивая местность, тишина, отсутствие людей - и река рядом, купание. Можно очень неплохо пожить здесь в палатке. Такое впечатление усиливалось от нашего умиротворённого настроения. Больше не требовалось выезжать из грязи и помогать это делать другим: и наши машины, и УАЗ "Патриот" Жени с Алёной находились на твёрдой поверхности. После напряжённой борьбы с бездорожьем мысли поневоле крутились вокруг спокойного отдыха.

-13

Александра сфотографировала нас на память возле наших машин.

-14

Мыс не зря носит своё название. Профиль его, действительно, имеет что-то общее с массивным лбом быка.

-15

Мы зашли за оконечность мыса и оказались на берегу Верхней Ёрги. Собственно, её пересечение с Сухоной и образует этот мыс. Она в районе устья тоже неглубокая (говорят, когда-то она была судоходна - и разбойники, ограбив купеческое судно на Сухоне, уплывали в верховья Верхней Ёрги прятаться в вологодской тайге). Александра вручила мужу смартфон и велела снять на видео, как она, разувшись, переходит вброд красивую горную речку. Я решил последовать её примеру - хотел сфотографировать мыс Бык издалека, с правого берега Верхней Ёрги.

Однако когда я, разувшись и закатав брюки до колен, выпрямился - увидел, что Саша стоит посередине реки по колено в воде и беспомощно разводит руками. Оказалось, что Верхняя Ёрга не только выглядит, как уральские горные речки - у неё и характер вполне горный: если заходишь по колено, может сбить с ног сильным течением! Александра боялась даже переступить: оторвав одну ногу от дна, она рисковала быть снесённой ниже по течению - а там глубина была уже выше пояса. Я аккуратно зашёл в воду и помог ей выбраться из стремнины. Александр, осуществлявший видеосъёмку процесса с самого начала, пошутил:
- И что я в итоге снял? Как какой-то мужик подаёт моей жене руку, чтобы она могла выйти из реки!
Я сам тоже обулся, решив не переходить на другой берег: не хотелось рисковать фотоаппаратом, который неминуемо пострадал бы от воды, если бы меня смыло течением на глубину.

Вернувшись к автомобилям, мы стали думать, не искупаться ли нам в Сухоне. Как раз подул прохладный ветерок, и Саша с женой решили не лезть в воду. Я же очень хорошо помнил, как нам
в феврале на Севере не хватало помывки в бане. Подумал, что летом грех не воспользоваться любой возможностью ополоснуться. Надел плавки и пошёл в воды Сухоны.

-16

Я прошёл добрых 50 метров, и это было отвратительно. Вода доходила максимум до колена, окунуться было негде. А дно было каменистое и очень скользкое от ила и водорослей. Кое-как я нашёл посреди камней нишу, в которой глубина была по пояс. Окунулся и даже немного проплыл против течения (а вот течение там сильное - плывёшь навстречу ему изо всех сил, а сам стоишь на месте). Плюнул и решил возвращаться на берег. Нет никакого купания на эту мысу.

-17

На мысу есть геокешерский тайник. Я полазил немного по лесу и нашёл контейнер. Передо мной в блокноте отметилась frosya_hod. Я сказал своим товарищам:
- Смотрите-ка, этот тайник находила моя ЖЖ-френдесса.
- Мы возмущены! - тут же отреагировала Александра. - Откуда у тебя френдесса? Зачем тебе френдесса? И, самое главное: пока ты был со своей френдессой - где была твоя жена?!

Залезли в машины и поехали дальше, с некоторым сожалением покидая мыс Бык. Поднялись в горку и нос к носу встретились с Логаном, ехавшим навстречу. Он свернул в поле, уступая нам дорогу. После разъезда мне показалось, что Логан застрял. Мы остановились, я вышел поинтересоваться, не нужно ли выдернуть автомобиль из пашни. Водитель ответил, что всё хорошо, машина едет - и заодно спросил:
- Он крутой, этот
угор? Я-то обратно въеду?
Поразмыслив, он решил, что вниз не поедет, дойдёт до мыса пешком.

Мы же приехали в деревню Большое Вострое - по-моему, она сейчас уже нежилая. Оттуда вниз идёт длинный, крутой и весьма скользкий глинистый спуск. Мы тоже решили, что этот
угор для нас слишком крутой - оставили машины в деревне, пошли вниз пешком. Спускались мы, во-первых, чтобы посмотреть на мыс Бык с другой стороны. Издалека он тоже выглядел впечатляюще. Слева на фото можно разглядеть пикап Toyota Hilux отдыхающих неподалёку от мыса.

-18

Во-вторых, хотелось разведать хотя бы начало дороги к фонтану в Опоках, ведущих по самому берегу реки (кажется, на Севере это зовётся "дорога по щелье"). На карте дорога пересекала Верхнюю Ёргу вброд. Первый брод (N60°39.793′ E45°42.498′) мы увидели с высоты, ещё спускаясь с горки - но это был не тот, который нас интересовал. В этом месте реку можно было переехать, если двигаться к Сухоне от места нашего утреннего сна, не переезжая Верхнюю Ёргу по мосту.

-19

Через пару сотен метров мы дошли до нужного нам брода (N60°39.684′ E45°42.478′). Именно здесь на OSM-картах проходила дорога, которая вела вверх по течению Сухоны по самому берегу. Мы разулись и исследовали переправу. Дно было твёрдое, каменистое. Вода - прозрачная. Глубина не превышала 40 сантиметров. В принципе, брод был вполне доступен неподготовленному автомобилю без шноркеля.

-20

Но мы решили не ехать на разведку этой дороги. Приключений нам уже с лихвой хватило - теперь хотелось всё-таки увидеть фонтан в Опоках. Алёна нам рассказывала, что ранее пыталась проехать к фонтану "по другой стороне" на всё том же УАЗе вдвоём с подругой. Дело также кончилось застреванием и походом за трактором. Правда, мы не до конца поняли, что значит "по другой стороне" (а Алёна время от времени употребляла местные термины, которых мы вовсе не понимали) - но, видимо, имелся в виду именно путь по самому берегу. Если бы мы попытались проехать по этому пути, почти наверняка тоже бы застряли и потеряли время, в результате чего просто не успели бы попасть к фонтану даже традиционным путём, на лодках с правого берега Сухоны: уже нужно было бы возвращаться домой.

Мы обулись и пошли обратно в горку. Перед нами этот крутой подъём без каких-либо ощутимых проблем осилил Hilux, ехавший со стороны мыса.

-21

Видимо, дело в том, что нижний участок горки (самый крутой) находится на открытой местности и обращён к югу - соответственно, неплохо просушивается солнцем. Да и камни там присутствуют. Скользкий же и глинистый верхний участок не такой крутой.

-22

Поскольку мы вниз не ехали, а планировали вернуться на асфальт - решили накачать колёса до двух атмосфер.

-23

Фото из рубрики "Там, на неведомых дорожках - следы невиданных зверей". На переднем плане слева следы моих Gripmax A/T, справа - Сашиных Toyo A/T, а в центре - Hankook ATM того пикапа, который на наших глазах успешно заехал в эту горку. На заднем же плане на горелке кипятится чайник: накачивая колёса, мы поняли, что совсем без обеда обойтись не получится - как бы сильно не хотелось засветло попасть к фонтану.

-24

Варить полноценное блюдо было бы слишком долго. Мы заварили быстрорастворимой лапши, а из следующего чайника заварили чаю. Пока мы качали колёса, Александра набрала нам по стакану чёрной смородины с кустов возле одного из заброшенных домов - получился отличный витаминный походный десерт.

-25

Перекусив, мы сложили вещи в багажники и потихоньку поехали в сторону цивилизации. Теперь всё, что мы видели предыдущим вечером по пути в лес, представало перед нами в обратном порядке: Лодейка, грунтовый грейдер, гравийный грейдер, асфальт, вотчина Деда Мороза... В Великом Устюге мы остановились, увидев на обочине мусорный бак: решили, что хватит уже возить пакет мусора на багажнике. И поехали дальше с мыслями, что приключения закончились, а вечером следующего дня мы все окажемся дома.

-26

Дальнейшие события показали, что наши планы были несколько наивными.

Продолжение

P.S. И снова пост в Инстаграме о третьей части нашего путешествия появился раньше, чем подробный рассказ: