Два друга детства были самыми звездными в родном Азербайджане. И самыми дружными. Что могло случиться, чтобы один не приехал на похороны другого?
Здравствуйте, уважаемые читатели «Кассеты». Сегодняшняя история – грустная. Она о том, как два закадычных друга детства, прошли сквозь огонь, воду и медные трубы. Но потом случился конфликт. Истинной правды и причины их ссоры сегодня уже не узнать, поскольку одного из наших героев уже нет на этом свете, а в таких случаях нужно знать позиции двух сторон.
Но остались воспоминания, и комментарии, на основании которых можно сделать определенные выводы. Очевидно, что кто-то допустил серьезную ошибку в отношениях. Сегодня мы опубликовываем один из поводов, который мог стать причиной конфликта. Ну и конечно, вспоминаем творчество этих двух великий артистов.
Детство. Молодость. Начало творчества.
«Добрый друг – дороже брата», - гласит азербайджанская мудрость. И это можно было сказать про них: Муслим Магомаев и Полад Бюльбюль оглы – дружили с детства. Они вместе росли, вместе покоряли Москву, стали знаменитыми на всю великую страну.
Муслим воспитывался в доме своего дяди Джамала, который был заместителем председателя Совета министров Азербайджана. На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме артистов , жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и маленький Муслим постоянно слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену.
Они были обычными дворовыми мальчуганами: если было нужно на кулаках защищали честь, друг за друга стояли стеной. В общем, все как у всех. Конечно, были и ссоры, но ничего серьезного. Это в детстве.
Полад в 1960 году впервые вышел на большую сцену в качестве аккомпаниатора своего отца. К 17 годам он сочинил первые песни: «Песня о Москве», «С добрым утром». А еще он написал несколько песен для своего друга детства Муслима Магомаева, с которым поехал в Москву для записи их на радио. в 1976 году возглавил «Государственный эстрадный ансамбль Азербайджанской ССР». Руководил эстрадными коллективами республики. Объездил с концертами весь Советский Союз, побывал более чем в 70 странах мира.
Муслим в 1961 году дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски закавказского военного округа. В 1962 году стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат». После чего пошли ежегодные победы на конкурсах, и разумеется, пришли талант и слава.
Вот таким было начало этих звездных людей.
Конец дружбе.
«Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», - так считал Магомаев. Поэтому в последние годы жизни он отказывается от концертных выступлений.
А Полад Бюльбюль оглы в 1988 году стал министром культуры Азербайджана. В 2002 году, в интервью на радио «Эхо Москвы» он скажет: " Муслим Магомаев, мой друг, мой сосед, близкий мне человек, который действительно блистал и блистает по сей день, но в те 60-е годы трудно себе представить, что творилось на концертах Магомаева, какой бешеной популярностью он пользовался".
Речь убедительная, красивая, эмоциональная. Но недопонимания на тот момент между друзьями были. Причем, такие, что президенту Азербайджана Гейдару Алиеву приходилось их мирить, и даже, что называется, «не выносить сор из избы».
Вот один из примеров «дружбы», о котором вспоминал Магомаев. «Последней каплей, в чаши терпения, стал нищенский юбилей Магомаева-старшего. Сам министр не соизволил присутствовать на юбилее. Он посчитал, что Магомаевы Азербайджану не так важны или не нужны. Зато улица в центре Баку названа именем Бюльбюля, музыкальная школа - именем Бюльбюля, дом, в котором жили многие величайшие деятели культуры Азербайджана, - стал называться "Домом Бюльбюля". А теперь и конкурс классического пения - стал имени Бюльбюля.
Были и другие, мелкие ссоры, которые, видимо, переросли в большие обиды. А может, и что-то более значительное произошло между ними. Очень жаль, что две легенды так и не помирились в этой жизни.