Найти тему
СВЕТЛЫЕ РЕШЕНИЯ

Изобретатель электрического трамвая

Оглавление
Фёдор Аполлонович Пироцкий
Фёдор Аполлонович Пироцкий

Фёдор Аполлонович Пироцкий — русский учёный. Главным его достижением является изобретение трамвая на электротяге. К сожалению, он работал как одиночка, а в распоряжении немца Вернера фон Сименса, который тоже занимался этой темой, была своя компания. Поэтому именно он получил патент и впервые запустил трамвай в Берлине.

Краткая биография

Изобретатель появился на свет в помещицкой семье в Полтавской губернии в 1845 г. В дальнейшем рос и получал образование в Санкт-Петербурге, в 1866 г. закончил Михайловскую академию артиллерии. После непродолжительной воинской службы в Киеве будущий физик вернулся в столицу и в этот период стартовала его учёная деятельность.

Вначале он занимался усовершенствованием существующих доменных печей. Однако в 1874 г. будущий изобретатель приступил к главному делу своей жизни. Уже через год на запасной ветке Сестрорецкой железной дороги при участии Пироцкого были запущены составы на электротяге. Длина электрифицированного участка составляла более 1 километра.

В 1880 году учёный осуществляет опыты в Санкт-Петербурге по переводу трамваев с конной тяги на электрифицированную. Уже в августе этого года пробная партия электрифицированного транспорта начала пассажирские перевозки в российской столице. Однако эксперимент долгое время не получал развития в нашей стране. Большинство горожан с опаской относилось к новинке, ярыми противниками оказались владельцы трамваев на конной тяге. Кроме того, у Пироцкого не было финансов для дальнейших проектов.

Электрический трамвай
Электрический трамвай

Однако его экспериментами заинтересовались братья Вернер и Карл фон Сименс. Им удалось довести начинания Фёдора Аполлоновича до логического завершения. Но это уже было не в Российской империи, а в Германии. В 1881 году в Берлине была впервые запущена трамвайная линия, работающая на электроэнергии на регулярной основе. А в нашей стране такие трамваи стали ходить только в 1892 г. — в Киеве.

А Пироцкий возвращается на военную службу, но и там проявляет свой талант учёного. В частности, под его руководством была проложена первая подземная кабельная линия от литейного завода до артиллерийского училища. В 1888 году он был отправлен в отставку, совсем немного не дослужив до назначения хорошей пенсии. В 1898 году Ф.А. Пироцкий скончался, прожив свои последние годы в нужде.

Работа над подачей электричества

Свои опыты по переводу трамвая на электрическую тягу учёный проводил на запасном участке железнодорожного полотна Миллера около Сестрорецка. Стремясь сократить потери на линии, Пироцкий экспериментировал с передачей электрического сигнала при помощи двух изолированных рельсов. Их сечение в несколько сот раз превосходило диаметр обычного провода для телеграфа. Один рельс выполнял роль прямого проводника, а другой — обратного.

Для увеличения электропроводности и снижения сопротивления Пироцкий применил электрическое соединение встык прямого и обратного проводников. Чтобы улучшить изоляционные свойства обеих веток рельсов единой колеи, на них снизу наносился жидкий асфальт.

Первый электрический трамвай Фёдора Пироцкого
Первый электрический трамвай Фёдора Пироцкого

Прототип трамвая на электрической тяге

Чтобы от рельсов можно было передавать электрический ток, изобретатель заизолировал костыли от шпал особым составом, а под рельсами расположил изоляционные брезентовые подкладки. В находящемся рядом с магистралью вагонном депо установили электрическую станцию, оснащённую источником постоянного тока.

Начальные опыты осуществлялись на ветке протяжённостью 85 м. Пироцкий наглядно доказал, что электроэнергия может приводить в движения колёса конного трамвая. В сентябре 1880 года учёный провёл испытания двухъярусного вагона перед руководством общества конно-железного транспорта.

Электрическая конка на Неве. Открытка. Музей электрического транспорта, С.-Петербург
Электрическая конка на Неве. Открытка. Музей электрического транспорта, С.-Петербург

Проектный прототип трамвая двигался со 10-12 километров в час. Он был оборудован двигателем с производительностью 4 лошадиные силы, а электроснабжение поступало от рельсов. Токовый разряд снимался с помощью бандажей колёс. Вагон мог двигаться быстрее или медленнее, производить остановки, давать обратный ход.

#федор пироцкий #русские изобретатели #трамвай #история изобретений