Найти в Дзене

Что такое "Акция против негерманского духа" и зачем немцы сжигали книги в 1933 году

В фашистской Германии в 1930-е годы, когда к власти пришла одна из самых результативных по своим предвыборным обещаниям партия, установился самый жесткий режим - диктатура. Нацистское руководство с 1933 года и по окончание Второй Мировой войны проводило активную и безжалостную внешнюю и внутреннюю политику, из-за этого какое-либо инакомыслие в стране просто прекратило свое существование в значимых масштабах. В Германии прочно установилась идеология национал-социализма, проще говоря, нацизм, которая шла вразрез с прежним укладом страны и устоями в обществе. Первое, на что свое внимание обратила новая немецкая идеология - инакомыслие, которое имело в то время печатное обличие. Репрессиям, мягко говоря, было подвержено огромное количество тогдашних авторов Германии, среди которых оказался и небезызвестный писатель, участник Первой Мировой войны - Эрих Мария Ремарк. "Я стоял возле университета, зажатый со всех сторон студентами, цветом нации, одетыми в форму штурмовых отрядов, смотрел, ка
Сожжение книг на большом костре
Сожжение книг на большом костре

В фашистской Германии в 1930-е годы, когда к власти пришла одна из самых результативных по своим предвыборным обещаниям партия, установился самый жесткий режим - диктатура. Нацистское руководство с 1933 года и по окончание Второй Мировой войны проводило активную и безжалостную внешнюю и внутреннюю политику, из-за этого какое-либо инакомыслие в стране просто прекратило свое существование в значимых масштабах.

В Германии прочно установилась идеология национал-социализма, проще говоря, нацизм, которая шла вразрез с прежним укладом страны и устоями в обществе.

Сжигание книг на костре
Сжигание книг на костре

Первое, на что свое внимание обратила новая немецкая идеология - инакомыслие, которое имело в то время печатное обличие. Репрессиям, мягко говоря, было подвержено огромное количество тогдашних авторов Германии, среди которых оказался и небезызвестный писатель, участник Первой Мировой войны - Эрих Мария Ремарк.

"Я стоял возле университета, зажатый со всех сторон студентами, цветом нации, одетыми в форму штурмовых отрядов, смотрел, как огонь лижет обложки наших книг, и слушал сальные тирады этого мелкотравчатого лжеца. Похоронный ветер дул над городом"
Источник: писатель Эрих Кестнер о сжигании книг на площадях в Германии

Бороться с инакомыслием в то время можно было только несколькими способами: изводить тех, кто порождал это инакомыслие, накладываться санкции на тех, кто принимал инакомыслие, и уничтожать то, где увековечено инакомыслие.

Эрих Мария Ремарк
Эрих Мария Ремарк

«Акция против негерманского духа»

Сжигание книг в Германии началось в первый год установления национал-социализма и пиком, верхушкой, кульминацией этого действа стало событие 10 мая 1933 года на площади Опернплац в Берлине и еще нескольких городах Германии, когда произошло показательное уничтожение книг путем их сжигания, неугодных тому режиму, в рамках «акции против негерманского духа»

"Это выглядело странно. Как несерьёзное событие. Никто не воспринимал происходившее всерьёз, в том числе и те, кто это делал. Мне казалось это сумасшествием, что книги лучших немецких писателей просто так сжигаются. Тогда было ещё непонятно, что всё это лишь пролог, увертюра. Печально то, что тогдашняя немецкая интеллигенция, хотя и с явным изумлением, но без возмущения просто приняла всё это к сведению."
Источник: Воспоминания немецкого литературного критика Марселя Райх-Раницкого о сжигании книг на кострах в Германии

Всего за тот вечер было сожжено более 25 тысяч книг по всей Германии, в университетах Берлина, Бонна, Мюнхена, молодые студенты устраивали факельные шествия в честь поддержания акции о негерманском духе. Такое действие было направлено скорее не на уничтожение книг, а на еще большее сплочение молодого населения Германии вокруг новой идеологии.

Еще большее укоренение нового режима, сплочение народа вокруг него, уничтожение всего того, что могло бы мешать "новой" Германии - вот основные цели "Акции против негерманского духа"