В начале 60-х годов прошлого века наша семья занимала комнату в небольшом деревянном доме недалеко от Садового кольца. Удобства во дворе, одна кухня с керосинками на три семьи. В то время многие жили в таких условиях.
Родителям повезло с соседями, в кастрюли никто не плевал, мало того, я вообще не помню чтобы кто-то ссорился. Мылись мы в городских банях или ездили к родственникам.
Вторая половина дома принадлежала хозяевам, которых, видимо, уплотнили. С ними тоже конфликтов не было.
Такое близкое соседство подразумевало частое общение. Телевизор был сначала в одной семье. Как это показано в фильме «Пять вечеров», мы ходили смотреть телепередачи. Все сидели, смотрели, обсуждали.
Когда наш дом было решено сломать, и все должны были переехать в новые квартиры, соседи чуть ли не плакали, расставаясь. Первое время довольно часто ездили в гости друг к другу.
Наш новый дом оказался в другом районе. Большинство новых жильцов переехало в эту «хрущевку» из коммунальных квартир, бараков или частных домов. Соответственно этим людям хотелось сохранить тот уровень общения с соседями, к которому они привыкли.
В этом доме все довольно быстро перезнакомились. Мы знали всех жителей площадки этажа и даже подъезда. Было такое выражение «площадка» - квартиры, расположенные на одном этаже подъезда.
На нашей площадке было 4 квартиры, все друг друга знали, заходили и даже Новый год встречали однажды вместе.
Часть общего стола выехала в подъезд, там было прохладно, поэтому на этих местах сидели по очереди.
Ходили друг к другу уже не так часто, как в коммуналке, но общение было все таки довольно тесным. Даже какие-то личные проблемы решали сообща.
В этом доме были те самые бабушки на лавочке, которых часто вспоминает молодежь. Старушки чаще всего присматривали за детьми или просто болтали, пристально осматривая всех проходивших мимо.
В какой-то мере это было мерой безопасности. Бабушки могли вспомнить, кто когда приходил и уходил, и с кем, разумеется, и во что одет тоже и что с собой принес.
Дети целыми днями играли во дворе, запросто бегали в гости друг к другу пока родители были на работе. Замечательное было время - полная свобода, никто тебя не контролирует с телефоном в руке.
Позже мы еще пару раз переезжали, общение сохранялось примерно на том же уровне. Новые соседи стремились узнать, кто поселился рядом с ними.
Последний переезд случился пару лет назад, на этот раз мы переместились ближе к детям. Новый дом в старом спальном районе. Здесь уже никто не стремится познакомиться с соседями.
Это обусловлено отсутствием интереса к новым знакомым. Это непривычно для меня, но вполне нормально - люди привыкли жить в отдельных квартирах. Друзья и знакомые сохраняются с мест учебы или работы.
Ритм жизни тоже усилился, на бегу соседи не всегда здороваются, часто едут даже в лифтах с телефонами в руках. Жизнь изменилась и с этим приходится считаться.
Интерес к соседям во второй половине 20 века был вызван опытом проживания в плотном социуме. Разумеется, такой интерес был у тех, кто жил с соседями дружно. Если читатели вспомнят опыт негативного или позитивного общения с соседями, будет интересно узнать.