Этот необычный роуд-муви должен был добраться до российских кинотеатров еще 28 октября, но из-за локдауна релиз перенесли практически на месяц. И это хорошо. Фильм больше подходит по атмосфере к просмотру в снежный ноябрь, чем в сопливый октябрь. На экранах русско-финско-эстонский фильм Юхо Куосманена "Купе номер шесть".
Впервые фильм был показан в Каннах, где жюри наградили его Гран-при. В большинстве своём отзывы критиков были положительными, местами сдержанными, но в основном многие принимали этот фильм с теплом. После чего узнаётся, что Европейская киноакадемия номинировала Юру Борисова и Сейди Хаарла на лучшие главные роли - мужскую и женскую -, а саму киноленту на лучший фильм. И уже официальная новость, что "Купе..." поедет в США от Финляндии на премию "Оскар" бороться в номинации "лучший фильм на иностранном языке". Искренне болею за него.
Финская студентка археологического Лаура (Сейди Хаарла) приезжает в Москву. Её цель - добраться до Мурманска, чтобы посмотреть на петроглифы - наскальные рисунки, местный исторический памятник. Когда она садится в поезд, ее подселяют в купе к пьющему шахтёру Лёхе (Юра Борисов), которого девушка вынуждена терпеть.
Лаура - натура романическая и гуманитарий по складу ума. Она путешествует с видеокамерой, запечатлевая на неё разные жизнеэпизодики, будь то рельсы-рельсы, шпалы-шпалы или бабушки, торгующие семечками на перроне. Это её память, её жизнь, её прошлое, о котором она постоянно грезит: будучи девушкой начала нулевых, она, перекручивая карандашом ленту аудиокассеты, ставит в MP3-плеер "Voyage, voyage" французской певицы Desireless, популярной в середине восьмидесятых.
Её любовь - вещь тонкая и непонятная. В ней будто кипит обязанность кого-то любить, пусть и малознакомого: это терзает её изнутри. Так она питает нежные чувства к Ирине (Динара Друкарова) - девушке из Москвы, у которой Лаура снимает комнату. Ирина существует в жизни главной героини лишь эпизодически. Сначала мы видим их поцелуи, затем Лаура пересматривает записи, на которых Ирина улыбается ей, а затем мы только слышим голос из телефонной будки, который произносит одни и те же фразы, похожие на автоответчик или запись, звучащую из магнитофона. Складывается впечатление, что даже этот голос звучит у неё в голове самыми часто произносимыми репликами от "у тебя всё хорошо?" до "мне нужно бежать". И тот, кто был всем, станет никем.
С поездом "Москва - Мурманск" улыбка Лауры сменяется слезами из-за её попутчика Лёхи. Типичный русский мужик, переживший перестройку, одетый в кожанку и паленую шапку Adidas. Полная противоположность главной героини. Всю дорогу он пьёт водку из складного стаканчика, курит в купе и пугает своим поведением Лауру. Таких язык поворачивается назвать лишь словом "животное". Недаром на вопрос "как будет по-фински "я тебя люблю"?" она отвечает "haista vittu"("иди на х*р").
Лёха едет работать на шахту, мечтает разбогатеть и "замутить бизнес". Он выглядит как жестокий реалист, но в душе он сентиментальный мечтатель. Что же делает его таким: пьяным, злым и невменяемым? Одиночество. Он похож на лирического героя одной песни Юрия Визбора. Ты точно её слышал. "Люди посланы делами / люди едут за деньгами / убегают от обид и от тоски / а я еду, а я еду за туманом / за мечтами и за запахом тайги." Так и Лёха: проговаривая цель поездки, он один чёрт едет то ли от самого себя, то ли за самим собой.
Восприятие фильма погранично двум точкам зрения. Первое буквальное, второе фигуральное. В первом случае мы наблюдаем окружающий нас реализм. Можно головой об стену биться и материть создателей за то, что русских показали пьющими и злыми, но такие люди есть и глупо это отрицать. Я сам был наблюдателем картины, как три пьющие компании в едином плацкарте умудрялись докопаться до одной девушки. Пьяный русский стал персонажем современного мирового фольклора. Но и этот стереотип разрушается из-за фигуральности происходящего, ведь Россия показана глазами иностранки. Сначала мы видим Москву от её лица: русская богема и интеллигенция. Затем этот поезд. Запах перегара, туман от сигаретных смогов, равнодушие и агрессия. Но когда Лёха спрашивает её "Ты думаешь, я плохой?", всё вокруг переворачивается. И Лёха не такой ужасный, и незнакомцы дружелюбнее. И даже стервозная проводница (Юлия Ауг) становится ангелом-хранителем для нашей финки. Недаром в начале фильма на квартире у Ирины интеллигенты играли в игру, в которой они угадывали книги по названным цитатам. Одна из девушек цитировала Пелевина и его "Чапаева и Пустоту". Философия романа в том, что мы живём в пустоте, которую заполняем сами своим мировосприятием. Поэтому и Россия для неё изначально такая холодная и бездушная. Стоило поменять своё отношение, как всё заиграло другими красками. Но не полностью. Это всё ещё реализм.
Как бы не менялось отношение Лауры к этой пустоте, действительность, в которой они одиноки, остаётся. Девушка заполняет одиночество обрывками воспоминаний с Ириной; парень не отлипает от рюмки, но оба живут мечтами и сомнительными целями и задачами. Он не откроет бизнес, она не испытает катарсиса от петроглифов. Но в этой конечной точке - в Мурманске - они нашли себя. И друг друга. И когда Лаура ехала обратно, она развернула листок от Лёхи с заветной надписью "Haista Vittu". Написав "иди на х*р", он имел ввиду "я люблю тебя". Но если мы действительно живём в пустоте, то прочла она именно, то что он хотел сказать: "Я люблю тебя".