Именно так, друзья мои. Я задаю вопрос по русскому, а получаю картину по математике.
Зайду издалека. Так получилось, что я преподаю несколько предметов. Образований у меня два: педагогическое (лингвистика) и техническое (математика). Лет двадцать пять назад выяснилось, что я репетитор по русскому, английскому, французскому и немецкому языкам. Также преподаю математику и... музыку (фортепиано и гитара, но это из-за абсолютного слуха и сейчас не важно).
Без этого списка вы бы не поняли, что я хочу сказать, друзья.
Вот есть учитель математики. Он знает своих учеников. У Петрова тройка. У Кукушкиной пятёрка. Закончился урок, все ребята пошли на урок русского. Там у Петрова опять три, а Кукушкина молодец.
Но это разные учителя! Учитель математики не знает, как у этих школьников обстоят дела с не его предметом. И учительница русского языка тоже не в курсе, как усваивают материал ребята на уроке математики, как происходит сам процесс усвоения.
Такими вопросами занимаются методисты. Это они составляют программы и календарные планы. То есть, не сами педагоги, а другие специалисты должны находить закономерности и "лакмусовые бумажки". Маркёры непонимания и, как следствие, неудач того или иного школьника.
А мне повезло. Я вижу работу мозга ученика и в математике, и в русском языке. У меня есть бесценная возможность проанализировать оба предмета не как в школе.
Да, я не уникальна. Да, есть такие специалисты. Да, они могли заметить то же самое. (Для критиков моих поправка).
Так вот, в ходе многолетней работы мне удалось установить интересную закономерность: если ученик хромает в русском, то хромота будет и в математике.
Если приходит ученик, а я его первый раз вижу, то прошу выполнить такое задание:
Вот тебе предложение "Он положил книги на стол". Сможешь определить падежи существительных?
И если ученик верно называет мне падежи, то с высочайшей долей уверенности можно сказать, что с математикой у него почти нет проблем. Или пробелы по болезни, или недостаточное количество тренировок. Одним словом, ерунда для репетиторов.
А вот если не может человек на этот вопрос ответить, то я понимаю, что работа предстоит большая. И там, и там.
Несколько раз за примерно 15 лет, когда я была в процессе сопоставления фактов, этот тестовый приём меня подводил. Но почти всегда оказывалось, что с математикой проблемы.
Один яркий случай опишу.
Приходит девочка, по русскому пять, по математике около двойки. Я повелась на её пятёрку и вопрос не задала. Начали работать с математикой – стоим на месте. Смутные сомненья меня догрызли, решила проверить.
Не смогла девочка мне определить правильно падежи. А по русскому пять. Вот так. И пятёрка эта мнимая оказалась, когда я принялась копать глубже.
Поэтому когда ко мне приводят ребёнка старше четвёртого класса и просят математику, я после тестов рекомендую сначала русским заниматься. И только потом, выровняв картину с русским языком, можно переходить и на математику.
Чтобы исправить плачевную ситуацию по математике, нужно пойти в русский язык (в родной язык) и посмотреть, всё ли там в порядке.
Прошу вас, не стоит приводить в качестве анти-примера Эйнштейна с его куриным почерком. Он не правило, а исключение.
Существует ли такая зависимость: ученик понимает/знает русский - ученик понимает/знает математику? Предлагаю обсудить в комментариях. У меня есть соображения (научные и эмпирические), но я их для сообщений приберегу.
Предлагаю задать такое предложение своим ребятам. Какие там падежи, я вам скажу попозже. Сами тоже можете попробовать, но эксперимент будет неправильный, вы уже взрослые. А я тестировала школьников, приходящих к репетитору. А вот видео, именно по этой теме. Если вы его посмотрите, то точно ответите правильно. Не сомневаюсь. Поэтому сначала попробуйте ребятам дать, а потом посмотрите и проверьте.
Если сегодня коряво получилось мысли излагать (или ошибки закрались) – давление. Прошу сделать скидку на него. Жду скорую.
И вас жду, в комментариях)
Нет, не реклама. Нет, уже не беру. Спасибо, мне хватает учеников. Для критиков сейчас было.