Эллен Мак Дэниел-Вайслер
Имя Р. Джон Райт, одно из самых выдающихся имен в мире кукольного дизайна, на самом деле история об очень творческой паре: Джон и Сьюзан Райт, оба из которых были рождены для карьеры в большом искусстве. Как сказал Джон, вспоминая: «В моей семье меня считали творческим ребенком в очень раннем возрасте. В начальной школе я стал завсегдатаем местной библиотеки, где погрузился в сказку и читал о ремеслах, применяя потом все, что узнал - разные проекты из папье-маше, а также пробовал себя в проектировании кукол ".
Тетя Джона, Женевьева, работала в JL Hudson универмаге в центре города Детройт, где все двенадцать этажей были отданы игрушкам. Это было любимое место посещений Джона, он хотел бы иметь все эти чудесные сказочные игрушки. Особое внимание он уделял марионеткам и животным под маркой Steiff и, вскоре, появилась целая коллекция.
В параллельной жизни Джона в Детройте, Сьюзан Дэвидсон росла в маленьком городке в Нью-Гемпшире. Сьюзан нашла свое убежище в выдуманном мире, населенном чучелами животных, причудливых книг, которые питали ее воображение. К ним относятся многие из тех же сказок, что сопровождали мир Джона в другой далекой стороне. Как и Джон, Сьюзен всегда была дружна с проектами - она изобретала одежды для своих кукол, в ход шла туалетная бумага и другие подручные материалы. Художественные уроки в школе приводили ее в восторг и ее репутация художника стала бесспорной. Она продолжила получать знания, изучая искусство в университете штата Нью-Гемпшир, который окончила со степенью бакалавра в области изящных искусств.
В Детройте, взрослеющий Джон попробовал учится в Wayne State University, однако обучение радости ему не принесло и он удовлетворился курсами на уровне колледжа. Художественные курсы были дополнены различными дополнительными предметами в области литературы и истории. Джон вспоминает: «Я просто получил все, что интересовало меня и, спустя три года, бросил учебу и начал думать о путешествиях."
Итак, Джон начал свою взрослую жизнь с охотой к перемене мест. "Я ехал на восток, в Новую Англию и на ежегодной ярмарке ремесел наткнулся на Лигу Мастеров Нового Гемпшира". Именно там он увидел куклы Гейл Уилсон. Он был заинтригован ее удивительными фарфоровыми куклами ручной работы и его художественный ум начал выдавать идеи, которые отразились в его творчестве позднее. Кроме того, в это время он встретил Сьюзен, свою будущую партнершу в жизни и в мире кукол.
В 1973 году в книжном магазине в городе Клермонт, Нью-Гэмпшир, Джон обнаружил книгу о куклах художника Карла Фокс. С множеством фотографий антикварных кукол из разных периодов времени, взятых из всех видов средств массовой информации, можно познакомится в книге “Зачарованная” - особенно обратите внимание на одно конкретное фото небольшой школы заполненной куклами детей и их учителя, производимыми компанией Steiff в Германии. "Я могу описать тот момент только, как откровение," - так относится Джон к искусству игрушки. "Я даже не знал, что Steiff делала кукол, я только знал об игрушках животных. Тот факт, что куклы были сделаны из войлока, поставил окончательную точку в моем выборе. Будучи ребенком, я делал маленькие кукольные театры с войлочными занавесками и, даже в этом случае, мне понравилось работать с войлоком". Джон не мог позволить себе купить эту книгу, но вернувшись домой набросал лицо куклы Steiff по памяти, затем отложил эскиз в сторону и забыл о нем. Но где-то в глубине его ума, что-то должно было прорасти, занесенное туда фотографиями из книги и этим эскизом ...
Его первая полноценная кукла, которая все еще существует, показывает влияние раннего NIADA кукольника Грейс Летроп, ее фотография "Хилбилли куклы" найденная в книге “Куклы и люди” в библиотеке колледжа Дортмут, которая и стала прообразом для создания первой куклы. Как вспоминает Джон, "я не знал главных вещей о том, как сделать куклу Steiff - чтобы строение тела или конечности были похожи. Но я подумал, что я мог сделать простую куклу". Вскоре Сьюзан присоединилась к молодому Джону в процессе изготовления кукол.
Так скромно возникли R. John Wright Doll, Inc, которое в настоящее время находится в Беннингтон, Вермонт. Семья росла вместе с бизнесом, и Джон и Сьюзен вырастили двоих дочерей и двух сыновей. "Как большинство родителей", говорит Джон,"все прекрасное вы можете увидеть глазами своих детей." Возможно, именно это желание посмотреть на мир с точки зрения детей и привели к детской литературе, которая оказалась в центре их творческого подхода. После того, как они создали Маленького принца Экзюпери в 1984 году, Wright сделал детскую литературу своей площадкой, не ограничиваясь только человеческими фигурами. Ранняя любовь к животным также нашла свое отражение в творчестве взрослого Джона: его творческий мир усеян фигурами медведей, кроликов, мышей и других любимых зверушек.
Животное или человек - у каждого персонажа есть глубина образа и внутреннее богатство, которые являются уникальным для творений Р. Джон Райт. Прямо из детского воображения, а также с помощью творчества известных в мире иллюстраторов в творческих руках Райт получились Кристофер Робин и Винни-Пух А. Милн; Микки Маус, Белоснежка и Семь гномов, Пиноккио Уолта Диснея, персонажи из Льюиса Кэрролла “Алиса в Стране чудес”, Любопытный Джордж озорно выглядывающий из-под большой желтой шляпы, Кролик Питер Беатрикс Поттер лежащий в сетке крыжовника.
Супруги Райт выиграли борьбу с символами у требовательных к деталям и точности поклонников Домовых Палмера Кокса, Raggedy Энн и Энди, к актерскому составу фильма 1939 года Волшебника из страны Оз, и многим другим персонажам. Их цветочные феи, основанные на очаровательных иллюстрациях Сесили Мэри Баркер, стали многолетними фаворитами для коллекционеров кукол по всему миру.
Никогда не удовлетворенный прошлыми достижениями, Райт продолжают совершенствовать свои методы, наработанные за многие годы своей профессиональной карьеры, ищут новые способы улучшить свои работы и претворить в жизнь новые персонажи, которые менее амбициозные художники никогда не пытаются создавать.
По словам Барри и Дэнни Шапиро, игрушки Джон и Сьюзан Райт, выставленные в “Shoppe” в Ричмонде, штат Вирджиния, являются наиболее известными экспонатами в мире искусства создания кукол из войлока. “Войлок является отличным выбором, но редкий художник, может справиться с этой трудной средой. Это очень требовательный материал. Многие современные художники предпочитают фарфор, который имеет чистый, элегантный вид. Войлок более осязаемый и текстурированный материал для создания кукол. В качестве материала для создания куклы, нет действительно ничего, лучше войлока. Джон и Сьюзен являются бесспорными хозяевами своей среды. "
Создание фигур из войлока с уровнем сложности R. John Wright требует художественных навыков наряду с творческими навыками. Сьюзен отмечает: "Джон обеспечивает вдохновение и вместе мы делаем творческие вещи, возникающие в процессе. Джон делает прототипы большинства скульптур, а я делаю выкройки. Однако, всегда трудно определить свою роль, потому что она всегда трансформируется в процессе разработки. "
Когда Джона спросили, как он создает известных R. John Wright кукол от начала до конца, он отвечает: «Как только принимается решение о персонаже, я думаю, что первый вопрос, который возникает у нас, заключается в масштабе. Какого размера будет кукла? И потом уже решаем какие части, должны быть разработаны - голова куклы, туловище и конечности создаются в виде восковых моделей автором. Эти части направляются в литейный цех по изготовлению металлических форм. Формы будут нагреваться и использоваться в гидравлическом прессе, чтобы создать детали в войлоке. Затем мы погрузимся в детали, связанные с прической, лекалами, выбором тканей, выбором цвета, специальных принадлежностей и т.д. Все приходит вместе в момент создания прототипа, который затем должен быть разобран так, чтобы он мог легко воспроизводится в ограниченной серии, в которой каждая часть одинакова. Наша обученная команда мастеров (около 25 человек) производит кукол на нашем предприятии в Вермонте. Вся работа выполняется в одном месте под нашим непосредственным контролем".
За годы существования компании получено множество наград : премии «Кукла года», «Золотой Тедди», премии журналов, «Der Goldene», самой престижной премии в Германии для плюшевых медведей. Самой большой благодарности Джон был удостоен в 1994 году с Jumeau Trophy, он признан одним из лучших художников мира в изготовлении кукол. В 2005 году Р. Джон Райт получил награду от Achievement Award.
Для тех, кто хотел бы погрузится в историю изготовления кукол Джон и Сьюзан Райт, нет ничего лучшего, чем прекрасная книга “Искусство Игрушки”. Давно вышедшая из печати и больше не продаваемая, книга будет обновляться и предстанет в новом, расширенном издании, в настоящее время книга находится в стадии планирования. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, посетите веб-сайт компании: www.rjohnwright.com.
www.facebok.com/RJohnWrightDolls