Рок-заметка от Алексея Учаева. Про музыканта из двадцатого века, с очень звучным, можно сказать звёздным именем- Билл Сквайер
Привет всем, это я, Учаев А.Н., известный так же как Забугорец, колумнист этого канала. Пишу редко, руководствуясь принципом, озвученным еще М. Твеном - "Можешь не писать - не пиши". А тут решительно сел за клавиатуру, и вот почему - после поста, посвященного Rouge Male задумался... Ведь в самом деле, авторы многочисленных музыкальных каналов на Дзене в большинстве своём пишут об одном и том же - десяток, в лучшем случае дюжина "культовых" команд, которые у всех на слуху, и по кругу, по кругу... ну что можно нового сказать (или узнать) о Queen или Led Zeppelin?! Ведь помимо грандов и титанов - столько всего было! И что самое главное, многие группы имели локальный успех - бывало так, что скажем, в Удмуртии все сходили с ума от определенной группы, и решительно у всех она была на бобинах, а в соседней Пермской области про таких даже и не слыхали. Очень причудливо распространялась музыка в те былинные годы. Кто-то пластинку привёз из-за бугра, а кто-то - всего-лишь кассету из столицы, но зато - новьё! И пошли гулять записи-перезаписи.
А были и такие команды, которые знал только ты, ну, и еще пара-тройка друзей из твоей компании. Или того хлеще - слушали, но не знали, как называется. Мало ли ходило безымянных бобин и кассет? Классный музон, а кто исполняет - бог весть. А дописки из звукозаписи? Полторы песни, причем та, что вошла не полностью - самая классная, и вот ты мучаешься и пристаёшь ко всем - мол, послушайте! Кто, кто это поёт? Вот об этом хотелось сегодня поговорить, тем более, что тема эта периодически всплывает в комментариях. Да, интернета не было, и "Шазам" еще не изобрели, так что вся надежда была на случай, и он порой представлялся, пусть и через много лет. Зато какая радость была, помните? Ах, это волнительное чувство - "Блин, да они же у меня в дописках были!". Или на той самой безымянной бобине/кассете, которая досталась тебе случайно.
Например, от соседа по лестничной клетке, которого призвали в войска, и он, расчувствовавшись, раздал свою коллекцию записей. Всё равно через два года всё это безнадежно устареет! Как в моём случае было. Да, пацан из "старшаков" осенью 82 года уходил в армию, и сделал щедрый подгон - коробку с бобинами, штук пятнадцать. Слушай, дескать, малой. Только не затирай ничего, на всякий случай. Некоторые были честь по чести подписаны, иные были вовсе без коробок и опознавательных знаков. И что обидно - это оказались самые лучшие вещи, те, что сразу понравились! Что-то потом удалось идентифицировать, а одну запись так и нет. Забойный такой рокешник, энергичный - все друзья в восторге были, даже переписать брали, но кто это, никто определенно сказать не мог. Предположения строились, да всё мимо, как оказалось.
Правда открылась шесть лет спустя, в 1988-м. Мы с друзьями в то время аккурат ударились в кооперативную деятельность, и открыли видеосалон, кстати, один из первых в городе Воткинске. Так вот, как в любом уважающем себя "видюшнике" были у нас и "музыкальные" кассеты, чтоб паузы между сеансами заполнять, аж целых две. Одна попсовая, а вот другая... О, дорого б я дал, чтоб её вернуть! 4-часовая кассета BASF, под завязку набитая роковыми клипами. Чья-то самопальная компиляция, по ходу - клипы разных лет и разного качества, собранные хаотично и бессистемно, но такие там были раритеты! И вот среди прочего был там один клип, от которого я просто подпрыгнул - Стоп! Эту вещь я помню! Вот кто был на той безымянной бобине, оказывается - некто Billy Squier! Кайф, доступный только меломану, поскольку друзья мои тогдашние просто плечами пожали - мол, и чё? Эх, не понять им было. Давайте сначала тот самый клип глянем, что мне глаза открыл, Billy Squier, композиция Stroke, а потом продолжим.
Вот когда видео смотришь, сразу видно, что парень копирует манеру Роберта Планта, и даже внешне чем-то похож)) Но когда слушаешь просто музыку, этого не замечаешь. Зато каков ударник - обратили внимание? Красавчик! Видно, что кайфует просто и от музыки, и от собственной игры, люблю, когда так исполняют! Тогда неоткуда было почерпнуть информацию, кто вообще этот чувак, Билли Сквайер, откуда родом, и чем знаменит. В "Ровеснике" про него не писали, друзья-меломаны тоже пожимали плечами - не, не слышали. И, врать не буду, тогда я про него забыл, и на долго. Много чего в моей жизни в то время происходило, много всякой музыки. Сейчас вот вспомнил, как-то внезапно, статьёй навеяло... Стал искать информацию - оказалось, Билли Сквайер был весьма популярен на Западе, и даже платиновые диски за собой числил. Один из них и был у меня на той самой бобинке, назывался "Don't Say No" (1981) - вот, спустя 40 лет всё окончательно встало на свои места. Интересно, я один был такой дремучий? Знал его кто-нибудь в начале 80-х у нас, в Союзе? Впрочем, наверняка знали, откуда-то в Воткинске эта запись оказалась. И парень тот, Вадик, знал, наверное, да только спросить я тогда не удосужился, а потом... жизнь по-другому распорядилась. Что ж, поделюсь тем, что накопал про этого музыканта сейчас.
Складывается впечатление, что творческий путь этого музыканта - путь преодолений и обломов, движение вопреки - но при этом все время вперед и вверх. Судите сами - родился в 1950 году, в Бостоне (США), в юном возрасте, сразу после школы, с головой ушёл в рок, тем более, что на дворе стояли "бунтарские" 60-е, однако слава к нему пришла лишь в 80-х. Родители с 10 лет отдали его в "музыкалку", но к 13 годам парень забил на классику, и на сэкономленные деньги купил себе гитару и усилок. Фанател от Эрика Клэптона и Пола Баттерфилда, а после посещения концерта "Cream" окончательно решил стать профессиональным музыкантом. Для начала - в составе рок-группы при бостонском клубе "Psychedelic Supermarket". За этим занятием Скуайер провел почти год, и за это время его группе довелось разогревать таких знаменитостей, как "Grateful Dead", "Moody Blues" и "Steve Miller Band". В 1969-м парень перебрался в Нью-Йорк, где участвовал в музыкально-поэтической труппе "Magic Terry & The Universe", играл с Хендриксом и делал кое-какие записи для "Atlantic" и "Columbia". Неплохо для начала, но все не то, не то - Билли мечтал о собственной группе.
Начались и стремительно промчались 70-е, а музыкант был все так же далек от успеха. На пару с Джерри Ноланом организовал группу "Kicks", однако барабанщик вскоре перебрался в "New York Dolls", и проект развалился. В 1973-м Скуайер оказался в рядах бостонского бэнда "The Sidewinders", но, не найдя взаимопонимания среди своих партнеров, довольно быстро оттуда ретировался. Следующий проект под названием "Piper" был многообещающим, тем более, что за раскрутку взялся не кто-нибудь, а менеджер "Kiss" Билл Окойн, но и тут не срослось. Группа выпустила пару альбомов с эмоциональными рокешниками, но оба релиза так и остались недооцененными. Однако количество подспудно переходит качество, хотим мы того, или нет - диалектика жизни. И вот, собрав волю в кулак, Билли начинает сольный проект. Его первый альбом "Tale Of The Tape" (1980) тоже особого успеха не имел, но песня "You Should Be High Love" некоторое время активно крутилась на радио, а сопутствующее турне Билли провел на разогреве у Элиса Купера, начало было положено, и музыкант воспрял духом. Наверное, его время пришло, потому что вторая пластинка "Don't Say No" (1981) принесла музыканту верхние строчки в чартах, целую охапку хитов, в том числе самый известный его номер "The Stroke", который мы уже послушали. Давайте сейчас оценим еще одну композицию с того альбома, "Lonely Is the Night" и двинемся дальше.
Дальше дело пошло на лад. Два следующих диска, "Emotions In Motion"(1982) "Signs Of Life"(1984) также побывали в горячей десятке, а их тираж, так же как и "Don't Say No", достиг платиновой отметки. Теперь Скуайер выступал на стадионах вместе с "Def Leppard" и "Queen", а в качестве гостя на альбоме "Enough Is Enough"(1986) у него отметился... сам Фредди Меркьюри. Я не знал, но как оказалось, они были хорошо знакомы - более того, их связывала дружба вне сцены. Давайте послушаем песню "Love Is the Hero" с альбома 86 года, где Фредди Меркьюри на бэк вокале у Билли Сквайера, и двинемся дальше. (Заодно оцените деликатность Фредди: в конце концов, кто он, и кто Билли Сквайер, однако мэтр нисколько не "тянет одеяло на себя". Великий музыкант и человек).
Однако характер у музыканта был не сахар, его отношения с лейблом "Capitol" никогда не были безоблачными, а к 1986-му испортились окончательно. Настолько, что фирма отказалась устраивать промо-тур. Напряжение нарастало, выход очередного альбома затягивался, он вышел только в 1989-м, но мода изменчива, а шоу бизнес не прощает долгих отлучек. Многие поклонники артиста переметнулись в лагерь "Bon Jovi" и "Motley Crue", и новый релиз откровенно провалился. А потом наступили 90-е, бороться за место под солнцем стало еще сложнее, и в 1993 году, разочарованный низкими продажами дисков, лейбл выставил Билли за дверь... Сквайер ушел из шоу-бизнеса, и, казалось навсегда, но в 1998 вдруг вернулся - с альбомом "Happy Blue", исполненном в неожиданно акустическо-блюзовом звучании. Новых студийных работ с того времени не видать, но музыкант время от времени выступает на публике, занимается альпинизмом и пишет мемуары.
А я на этом прощаюсь, спасибо всем, кто дочитал, тешу себя надеждой, что кто-то открыл для себя что-то новое. Удачи всем и всяческих благ - искренне ваш Забугорец.