Меня сподвигло на это статью желание написать хороший и интересный ответ моему подписчику и читателю с ником Стас. К сожалению, сам комментарий я видел недолго – и просто не смог его потом найти, но… как мне кажется, я его помню неплохо. Стас писал мне, что я-де пытаюсь «обелить» Кёрза и показать всем, какой он хороший. И вот, что у Сангвиния тоже были видения, но Сангвиний же не резал людей просто так! И с ума Сангвиний тоже не сошёл! А вот Кёрз сошёл! Значит, Сагнвиний хороший, а вот Кёрз – маньяк-психопат и вообще. Ну, простите, если я немного исказил мысль подписчика, но, как я уже говорил, комментарий я видел недолго. Теперь буду объяснять, что к чему…
Начать можно с того, что никто не пытался понять, как именно жил Конрад Кёрз. Повторюсь, очень легко писать о том, какой Конрад был плохой и жестокий, сидя дома, в удобном кресле, или на мягком диване. Или – на работе, например, в уютном офисе (почему-то мне кажется, что человек, который работает на улице, не станет в рабочее время читать книгу – неудобно, знаете ли…), или дома, после работы… И уж точно, никто из тех, кто читал книги и статьи про Конрада, не жил на улице и, особенно, в тех условиях, что были на Нострамо.
Я повторюсь –на планете царила мафия. Не там карикатурная мафия, про которую снимали кино в Голливуде, и не та «доморощенная мафия», что вроде как появилась в 90-х, а что-то вроде той мафии, которая «держит власть» на Сицилии. Ну, или «держала» в 80-90-х годах прошлого века. Кстати, говорят, что не только на Сицилии, но и в большей части Италии (но, это, как говорится, не точно). У мафии есть свои законы и свои «порядки». На самом деле, они не менее сложны, чем законы, по которым живёт государство. Да это, собственно, и есть государство, просто в нём правят преступники. Но даже преступниками их назвать сложно. Как правило, те, кто находится на самом верху, даже оружия ни разу в жизни в руки не брали, и уж точно никого сами не резали. Просто есть люди, которые делают это за них. Если обратиться снова к «Спруту» (да, понимаю, что информации там немного, но она самая наглядная), то один из злодеев, которого показывали в этом сериале – Гаэтано Карриди – сам почти никого и не убивал, только ту женщину в самом конце (увы, я забыл, как её звали). Но он был «мозгом» Семьи (одним из, по крайней мере). И опасен был именно он, а не та «пехота», которая занималась рэкетом и убийствами…
И вот точно так же дела обстояли и на Нострамо. Те, кто контролировал добычу, переработку и торговлю адамантием – они сами никого не убивали. За них это, как правило, делали «специально обученные люди». И далее, по «пищевой пирамиде», и ценились те или иные жизни – об этом даже прямо говорится в «сольнике» Конрада Кёрза. Именно в той сцене, когда он убивает тех, кто хотел надругаться над девушкой. Они были не на своей территории – так как «мафия» имела свои территории, девушка была из другого клана, и девушка стояла на более высокой ступеньке в местной иерархии. То есть, даже, если бы Конрад не вмешался, эти парни всё равно были бы обречены – просто они успели бы сделать то, что они хотели сделать – и всё. Потом ими занималась бы «служба безопасности» того клана, к которому принадлежала эта девушка. Да, её убили бы – но, повторюсь, они не ушли бы от возмездия. И, смерть их была бы… более «интересной», чем то, что с ними сделал Конрад…
Так вот, теперь давайте поговорим о том, почему Конрад во всём видел только плохой вариант. Почему он прирезал того парня. Почему он не верил ни во что хорошее. Да просто потому, что он не видел ничего хорошего. Потому, что он даже не понимал, что люди способны на добро и тому подобные вещи. Это очень и очень сложно понять, так как никто из нас, кто читает книги по «Вахе», не жил в таких условиях. Даже тот, кто живёт на улице в нашем мире, хоть и не имеет, например, своего дома, всё равно может рассчитывать на какую-то поддержку от государства – например, в США есть бесплатные приюты. Не знаю, как с этим у нас, но что-то такое есть. На Нострамо просто ничего такого не было. Человек, который оказался там на улице имел выбор – или он жертва, или он хищник. Кстати, история тех «братьев-акробатьев» очень хорошо это подтверждает. Я про Келлендвара и его брата из «Фароса», если что. Так что – жизнь на Нострамо была буквально пропитана Злом. Самое, кстати, интересное, что «тлетворное влияние Запада варпа» тут совершенно не при чём – люди сами могут чудить так, что Четвёрка просто курит в сторонке. Им такое и не снилось просто… Образно выражаясь, «добра на Нострамо не было». Насилие, убийства и тому подобные вещи – были там в порядке вещей. Да, у людей были семьи и всё такое – можно вспомнить про флешбэки Талоса, который помнил свою маму – но… Кем Талос хотел стать до разговора с мамой? Бандитом, как его папа. Значит, Талос всё это видел, и это было для него нормально и естественно. Так что – не было добра на Нострамо. И Конрад просто не видел ничего хорошего, доброго и светлого. Именно это и определило его поведение. Именно это и послужило толчком к тому, что примарх Повелителей Ночи сошёл с ума…
А теперь давайте поговорим о Сангвинии, который тоже видел будущее, но с ума не сошёл, людей почём зря не резал, и миры не уничтожал… Хотя, как не уничтожал… Есть новелла, как раз о том, как наш любимый Ангел посылает Азкаэллона как раз на уничтожение целого мира… Нам не говорят, чем этот мир заслужил такую участь, но немаловероятно, что этот мир просто… не вписался в формат Империума. Помните, например, новеллу «Волк у ворот»? Про то, как отличный парень, ярл Булвайф, защитил целый мир от друкхари. Совместно, кстати, с жителями этого мира. А потом спросил тех, кто выжил, хотят ли они вступить в Империум. Люди отказались. Сначала убили их, а потом – и всех остальных. И таких историй немало у других Легионов… Но, об этом попозже…
Итак, Сангвиний, значит… Персонаж, чьим прообразом стал архистратиг Михаил, «командир небесного воинства», если я ничего не путаю… Попал он на Луны Ваала, крайне негостеприимное место. Высокие уровни радиации, грязная атмосфера и всё такое прочее… Местные мутанты были поражены тем, что увидели настоящего ангела –младенца с крылышками… Но это мы знаем все. Не знаем мы другого – какими были эти местные мутанты и прочие жители…
На Ваале, как известно, очень тяжёлые условия для жизни. Чтобы выжить, люди должны держать вместе и работать сообща. Иначе просто не выжить. И вот, чтобы просто выживать, люди должны доверять друг другу, держаться друг за друга, и вообще заботиться друг о друге. Грубо говоря, ты можешь соседа на любить, но ты понимаешь, что в трудную минуту этот сосед тебе поможет, а ты – ему, и вместе вы поможете общине, в которой живёте. Иначе в таких местах – нельзя. И понятное дело, что Сангвиний как раз и видел вокруг себя дружбу, взаимопомощь и тому подобные вещи. Он видел человечность, сочувствие, дружбу и любовь всех этих людей. И понятно, что он вырос в таких условиях. И понятное дело, что это совершенно не похоже на то, что видел вокруг себя Конрад Кёрз. Как мне кажется, этих двоих даже сравнивать не имеет особого смысла…
А теперь давайте поговорим о том, как работали «хорошие» примархи, и как работал Конрад Кёрз. Про то, как Сангвиний послал Азкаэллона уничтожить мир, я писал. О том, как «Карыч», он же Корвус Коракс атаковал Ликей атомными ракетами, чтобы… чтобы что? – я уже писал. На тот момент и Император был уже там, и те люди, там внизу, ничем ему не угрожали – но Ворон просто атаковал планету ракетами. В «Потерянном Освобождении» как раз и говорится, на что стала похожа планета после его атаки. Жить там стало… очень нехорошо. Зато Ворон – хороший, а Кёрз, который уничтожил только Нострамо – плохой, да… Или взять Вулкана – нашего великого гуманиста, который спас женщину-офицера в «Старой Земле». Ну, помните, там на неё сверху падал кусок стены, а Вулкан принял его на себя? Великий гуманист, да? А ведь он тоже миры сжигал – во имя Императора и Империума… И это делали все. Все, кроме разве что Лоргара, да… Конрада Кёрза. Лоргар – старался договориться, а в этом он был хорош. Ну, пока его на горох не поставил Император, которому, такое ощущение, надо было больше трупов на пути к абсолютной победе Империума, а у Конрада просто были свои методы. Да, его боялись, его ненавидели, но жертв у него было значительно меньше, чем у братьев. Странно, не так ли?
Так что, очень легко и просто написать, что Конрад был плохим. Редиской и вообще, на нём, типа, печать ставить негде. Убийца, садист и психопат. Но –на самом деле, кто-то пробовал «влезть в его шкуру»? Сдаётся мне, что нет…