Продолжим тему интернет-всезнаек и любви наших людей высказываться. В прошлый раз я говорила о том, что этим недугом страдают люди моего и более старших поколений - они просто не могут по-настоящему ощутить, как устроен новый мир, им все еще кажется, что, как и раньше, высказываются только избранные и что, если у них есть возможность высказаться, их мнение ценно. Забывая, что возможность такая есть теперь у всех.
Тогда я написала, что современная молодежь от этих старших поколений очень отличается. Не в пример пятидесятилетним, молодые сегодня не спешат в любом разговоре вставить свое мнение и свою оценку, они не рассуждают о медицине, космосе, эффективности экономической политике, литературе. Как я писала, если, имея за плечами красный диплом по литературоведению и неплохую литературную эрудицию, я пишу, к примеру, что Хаски это хорошая поэзия, старшее поколение отвечает смело "Фууу!" А молодежь берет на заметку (если читает, конечно, а их в Фейсбуке и на Дзене мало, чего уж скрывать). Потому что она ценит эрудицию.
Среди молодых стала цениться не только экспертная оценка, но и эрудиция. Я не согласна с утверждением, будто молодежь пренебрегает тем и другим. Это не так. Люди, живущие в условиях открытого безграничного знания, слышат много имен и знаний. В современном мире больше не актуален традиционный подход к парадоксу познания. Помните, когда нам рисовали все эти круги?
Если представить, что человек стоит внутри окружности, очерчивающей все его знания, то объем того, что он не знает будет пропорционален периметру этой окружности: чем больше ты знаешь, тем о большем числе неизученных фактов, непрочитанных книг, неосвоенных навыков ты знаешь.
Но сейчас все иначе: люди смотрят на мир не из круга своего познания, а из интернета, где знания высыпаются на них хаотично. Они знают, то есть лично изучили, прочитали, освоили мало, но этот второй круг, где умещается все, о чем они мимоходом слышали, догадывались, встречали упоминание, очень велик. И я совершенно ответственно утверждаю: они как раз склонные искать экспертное мнение. И это мнение должно быть информированного и эрудированного человека. Среди молодежи, знающей, что она очень многого не знает, велика потребность в людях, которые все это действительно читали и знают. Даже если у них нет любопытства к окружающему миру, их круг "знаю, что не знаю" пугающе велик и они по возможности стараются найти ориентиры.
Это черта новых поколений, она пока не описана внятно ни социологами, ни антропологами. Но увидите: пройдет лет пять - и об этом моем утверждении будут говорить.
Интернет, интенсивность информационных потоков, море знаний, обрушивающееся ежеминутно на человека, сделают эрудицию ценным элитарным качеством
Люди, у которых просто нет времени столько изучать и читать, будут искать мнения тех, кому все же удалось найти его для образования, чтения. В норме человек достаточно любознателен, сейчас для удовлетворения его любознательности появилось очень много возможностей. А так как у него нет времени все подробно изучать и даже на учебу в университете его не хватает, он потребляет знания в очень сжатом виде. Я недавно даже встретила подкаст "Вся античная литература за 4,5 минуты". Человеку интересно слушать, узнавать, но некогда. Чтобы ориентироваться в мире знаний и культуры, ужатых до четырехминутных подкастов, ему нужны те, кто этими знаниями и этой информацией владеет.
Хорошая у нас молодежь. Она не виновата, что растет в мире, где нет времени на чтение. Но она, в отличие от бывших советских граждан, точно знает, что многого не знает.