Столичный «Минсктранс» озвучил новые тарифы на проезд в общественном транспорте в Минске и его пригороде с 9 декабря. В ближайшие дни, надо полагать, к «Минсктрансу» подтянутся «областные трансы» и также порадуют своих любимых пассажиров новыми расценками. Но ругаться по этому поводу не надо. Доброта спасет мир. В конце концов, все познается в сравнении. Самое время взглянуть на тарифы на проезд в общественном транспорте за бугром. Может, и не все так плохо…
В качестве «мерила» мы взяли стандартный разовый проезд на наземном и подземном транспорте в нынешнем году. Начнем издалека. С Испании.
Мадрид
Общественный транспорт столицы Испании где-то в чем-то напоминает родной «Минсктранс». Здесь, как и у нас, практически весь общественный транспорт (некоторые дипломатично пишут «большая часть») находится под управлением одной компании. Которая, как и у нас, занимается перевозкой пассажиров не только в самом городе, но и в пригороде.
Транспортная система города состоит из 8 зон, 6 из которых относятся непосредственно к Мадриду, а еще две — к Кастилии-Ла-Манча. Это такой пригород Мадрида, типа нашего Минского района. Каждый билет должен использоваться только в зоне своего действия. Хотя доступны также билеты на несколько зон.
Никаких талончиков в общественном транспорте Мадрида нет. Проезд осуществляется по специальным картам. Практически все типы билетов можно зачислить на ее баланс. Карты бывают двух видов: неперсональная — пополняемая проездная бесконтактная карта, на которую можно зачислять до трех билетов одновременно, и персональная — пополняемая проездная бесконтактная карта с занесением персональных данных и фото владельца (то есть по чужому проездному не проедешь). На последнюю можно зачислять до 10 билетов. Срок действия обеих карт — 10 лет. Стоимость самого пластика — €2.50.
Разовая стоимость проезда составляет от 1,5 до 2 евро. Добавим также, что билеты на одну поездку действительны лишь в день покупки. Едем дальше. К немцам.
Берлин
Как и в Мадриде, куча разных зон. Но, в отличие от Мадрида, здесь с пассажирами работают несколько транспортных компаний. Другое отличие от Мадрида в том, что на разовый билет можно делать пересадки с одного вида транспорта на другой. Он действителен, как правило, в течение двух часов. К примеру, вы по дороге с работы домой доехали сначала с Притыцкого до Немиги на троллейбусе, погуляли по универмагу часик, затем вошли в метро и поехали дальше, до Каменной Горки или Могилевской. Да хоть Слуцкого гостинца! Очень удобно. Но очень дорого. 3,8 евро — это 10,6 нашего рубля. Даже пересаживаясь с транспорта на транспорт, в Минске более четырех раз его не сменишь. А это около 3 рублей. Поэтому покинем негостеприимный Берлин и покатим во Францию.
Париж
Столица Франции, несмотря на то чрезмерное обилие в ней негров и арабов, самый близкий аналог Минска. Все здесь как у нас. Разбитие города на зоны весьма условное; первая зона — собственно Париж, вторая — пригород, где билет зависит напрямую от дальности поездки. Есть в Париже и бумажные талончики. Как у нас. Правда, стоят они не как у нас — 1,9 евро. Зато действуют в течение двух часов, за этот период можно несколько раз пересесть с одного транспорта на другой. Включая фуникулер. От пассажира требуется только одно: компостировать билет при каждой пересадке, чтобы на нем было отражено время. Отсутствие временного штампа грозит крупным штрафом. Далее у нас Великобритания.
Лондон
Говорить о билетах на транспорт, за которые надо платить наличные, мы не будем. Потому что безумно дорого. Таким способом, что бы вы там в кино ни видели, ни британцы, ни тем более лондонцы не пользуются. У них у всех обычная бесконтактная пополняемая проездная карта для оплаты проезда в метро, автобусах, трамваях, электричках, водных автобусах и на канатной дороге. Карта — по сути электронный кошелек: на баланс можно зачислять наличные и разные типы билетов. К примеру, одна поездка по ней с правом пересадки в течение часа будет стоить 1,82 евро. А обычный билет за наличные (при входе, к примеру, в автобус) — 6,46 евро. Почти в 4 раза дороже. Сделано это с одной целью: чтобы не выносить мозг водителям транспорта. Ну и не забываем, что в часы пик стоимость проезда в Лондоне возрастает. Почти на 0,25 евро. Далее у нас — Италия. Вечный город.
Рим
Билет на одну поездку со сроком действия 100 минут с момента компостирования стоит 1,5 евро. При этом нельзя забывать, что водители билеты утром и днем не продают. Только после 9 вечера.
Еще одна неприятность для белоруса в Риме: если компостер, расположенный в салоне, не работает, то есть не печатает дату и время на билете, не платить не получится. Данные о посадке требуется написать на билете ручкой. Иначе штраф. До 500 евро. Хотя если оплатить сразу, на месте, то можно и на 50 евро меньше заплатить.
Пекин
Как и в Минске, в столице Китая стоимость проезда на метро несколько выше, чем на наземном транспорте. Если, к примеру, на троллейбусе или автобусе одноразовый проезд стоит первые 10 км 2 юаня (а дальше надо добавлять на каждые 5 км по 1 юаню), то на метро начальная стоимость — 3 юаня плюс 1 юань за каждые 6 км расстояния. В евро это 0,28–0,41. Очень даже по-божески…
Вильнюс
Проезд во всем общественном транспорте Литвы оплачивается электронными билетами, представляющими собой пластиковые карты с возможностью пополнения по мере надобности. При входе в транспорт билет активируется и действует в течение определенного времени: 30 или 60 минут. Пересадок вы можете сделать любое количество. Оплатить проезд за двоих одной картой нельзя. Сама электронная карта (своего рода залог) стоит 1,5 евро (5,18 Lt) и действует 4 года с момента покупки. Стоимость билетов (без льгот и скидок) составляет от 0,65 евро (на 30 минут) до 0,90 евро (за 60 минут). А разовый билет, купленный у водителя, обойдется в 1 евро.
Киев
Стоимость проезда по столице Украины что в метро, что на трамвае, что на автобусе — одна: 8 гривен, 0,26 евро.
Варшава
Билеты на проезд в общественном транспорте Варшавы едины для всех видов транспорта. Стоимость билета зависит от пересекаемой транспортной зоны. Их, собственно, две: город — 1-я зона, пригород – 2-я. Обычный билет на одну поездку в зонах 1+2 (20 минут) — 0,73 евро; билет на одну поездку в 1-й зоне (75 минут) — 0,94 евро, билет на одну поездку в зонах 1+2 (90 минут) — 1,5 евро.
Минск
А с тарифами в белорусской столице соотечественники и без того хорошо знакомы: 0,26 евро в наземном транспорте, 0,28 — в метро. Но мы их дадим — для сравнения.
***
А в заключение постараемся весь этот материал вместить в одно предложение.
В то время как на свою среднюю зарплату после уплаты налогов в 2800 евро среднестатистический немец может проехать на общественном транспорте от 730 до 1470 раз, среднестатистический белорус на свою среднюю зарплату – от 1590 до 1670 раз. Перед нами классический пример, когда зарплату всем хочется немецкую, а тарифы на проезд в общественном транспорте – белорусские. На худой конец украинские…
Автор статьи: Владимир Орехов
Автор фото: из открытых интернет-источников в качестве иллюстраций