Чиллер представляет собой воздухоохлаждаемый двухконтурный агрегат, работающий на фреоне R134a (180 кг на контур). Компрессоры винтовые производства HANBELL (RC2-1020A) со ступенчатой системой регулирования производительности 25-50-75-100%, испаритель ONDA, кожухотрубный из нержавеющей стали, прямого испарения, фреон кипит в трубках. Регулирование степени заполнения испарителя фреоном осуществляют ЭРВ DANFOSS, управляемые контроллерами того же производителя серии MCX.
Заявка на диагностические и ремонтные работы была получена после ряда безуспешных попыток запустить второй контур чиллера после проведенных работ по расконсервации в начале сезона кондиционирования с аварией «низкое давление фреона». В результате проведенных диагностических мероприятий было установлено, что во фреоновом контуре присутствует значительное количество воды, после чего было принято решение вскрывать испаритель с тем, чтобы определить количество дефектных трубок и принять решение о дальнейшем развитии ремонтных работ.
Предварительные работы перед вскрытием испарителя:
1. Демонтаж трубопроводов обвязки со стороны воды с установкой заглушек «грувлок» Ду 200.
2. Демонтаж ЭРВ и части жидкостных трубопроводов фреонового контура.
3. Эвакуация фреона из первого контура. Для проведения работ использовали станцию VALUE серии VRR, с учетом производительности данной станции работы по эвакуации фреона из рабочего контура заняли два рабочих дня
После разборки и опрессовки испарителя было установлено, что количество поврежденных трубок не превышает 25% от общего количества трубок в контуре, таким образом, было принято решение заглушить поврежденные трубки без замены всего испарителя. В качестве заглушек как альтернатива латунным конусам, которые впрессовываются в отверстия трубной доски, были выбраны винты установочные DIN 914 (А2) (см. фото ниже)
из нержавеющей стали, смонтированные с уплотнителем резьбы SealUp производства ERRECOM. Винты были признаны предпочтительным вариантом ввиду следующих соображений: наличие резьбы, позволяющей обеспечить должную степень плотности и надежности соединения, материал, максимально близкий к материалу трубной доски. Для установки винтов потребовалось предварительно нарезать резьбы М10. Процесс установки винтов отражен на видео: (https://youtu.be/VZi8ZncHU3M). Результат работ приведен на фото ниже.
После устранения негерметичности испарителя были проведены следующие работы по устранению влаги из контура.
1. Удалено масло из полостей компрессора (видео видеоинспекции полостей всасывания и нагнетания размещено на ресурсе).
2. Промыты в растворителе фильтр всасывания и масляный фильтр.
3. Проведена первичная замена картриджей фильтра-осушителя.
4. Для обеспечения возможности замены картриджей фильтра без необходимости сливать весь фреон из контура на линии жидкости были смонтированы шаровые краны (Ду 54) DANFOSS. Краны установлены на оба контура
5. Ввиду значительного уменьшения теплообменной поверхности была ограничена производительность компрессора на уровне 50%, благо тепловая нагрузка на чиллер позволяла это осуществить, (посредством установки промежуточных реле была исключена возможность включения соленоидов, отвечающих за производительность в 75% и 100%).
6. Проведена сушка контура азотом и вакуумирование.
7. Изготовлены и заменены прокладки фланцевых соединений (материал – паронит марки ПМБ, толщиной 2 мм.)
После перечисленных подготовительных работ были заправлены масло (использовано FUCHS RENISO TRITON SE 170, 40 л) и фреон R134a (150 кг).
Следующим этапом стали пусконаладочные работы, в процессе которых оценивалось соответствие текущей мощности испарителя мощности компрессора, степень заправки хладагента, наличие остаточной влаги в контуре.
1. В процессе работ была произведена пятикратная заправка фильтров-осушителей (четыре картриджа на одну замену) типа 48ZU/ZM ZENNY (с максимальной способностью водопоглощения), после четвертой по счету замены индикаторы смотровых стекол на ЭРВ и дополнительно установленного на линии жидкости приобрели цвет, характерный для хладагента без примесей водяных паров.
2. Для стабилизации работы ЭРВ уставка перегрева на всасывании была поднята до 10 К вместо заводских 5 К.
3. Была произведена оценка рабочих параметров отремонтированного контура, основные из которых приведены ниже.
- Давление всасывания в среднем 2,2 barg при перегреве на всасывании, колеблющемся в пределах 6 – 11 К, и ЭРВ, находящимся на позиции – в устоявшемся режиме – 45 – 50 % открытия.
- Давление нагнетания, регулируемое по аналоговому датчику на нагнетании, колебалось в пределах 8,5 – 10 barg.
- Температура на патрубке линии нагнетания не поднималась выше 76 С.
- Перепад температур по воде на испарителе при работе только отремонтированного контура составил порядка 1,7 – 2,4 С.
На момент публикации статьи машина отработала два сезона кондиционирования без нареканий.
Благодарим всех, кто ознакомился со статьей.