Каждый из сотрудников милиции - полиции в своё время принимал Присягу на верность служению кому-то или чему-то. У одних она была советская, у других - российский новодел.
По определению эта церемониальная клятва, которую они давали при поступлении на службу, должна стать законом жизни принявшего её. Неслучайно, и сам текст Присяги и антураж вокруг её принятия (имею в виду процедурные вопросы) призваны оказать сильное эмоционально-психологическое воздействие на сотрудника, дабы тот осознал значимость момента и не забывал об этом на протяжении последующей службы.
Сравнивая сегодня текст двух Присяг, невольно напрашивается вывод о смене приоритетов в деятельности нынешней полиции. Вот так! Ни много ни мало! Постараюсь обосновать своё подозрение.
На протяжении десятилетий структура милиции менялась, но её главной задачей оставалась одна: находясь на страже законности и порядка, служить интересам народа. Казалось бы, в пореформенный период идеологическая составляющая в деятельности полиции не должна существенно поменяться, поскольку та всё так же призвана стоять на страже закона. Однако, по всей видимости, не всё так стало гладко в датском королевстве! О чём свидетельствуют происшедшие изменения в полицейской клятве.
В советской (образца 1973 года) милиционер клялся «…до конца оставаться преданным своему народу». Замечу, что при последующих изменениях текста Присяги слова о преданности народу неизменно присутствовали в каждом её варианте.
В российской милиции, к примеру, присягали уже «на верность народам Российской Федерации». Видимо, законотворцы того периода имели понимание, кому принадлежит власть в стране. Именно поэтому в адаптированной под новые реалии Присяге милиционера есть эта строка: «Служа Закону - служу народу!». Казалось бы, мелочь, но на самом деле это важный момент как с юридической, так и с психологической точки зрения. Ибо в нужный час слова о служении и преданности народу в тексте Присяги позволяют сотруднику сделать правильный выбор и занять правильную сторону.
В период реформирования как-то незамеченной произошла подмена понятий и в тексте новой клятвы. И пусть по-прежнему свежеиспечённые полицейские продолжали присягать «на верность Российской Федерации и её народу», но в концовке приоритеты были расставлены достаточно чётко: «Служу России, служу Закону!». А, как известно, запоминается последнее!
Аргумент, что Россия - это и есть не что иное, как народ, представляется малоубедительным. Это раньше государство отождествлялось с народом (будет уместным вспомнить ленинское выражение «Государство - это мы!»). Сегодня данное понятие у многих ассоциируется с властными государственными структурами, бизнес-элитой и иже с ними - с одной стороны, и подавляющей части населения (собственно, народа) - с другой. И принимаемые законы подчас отражают не волю народа, а лишь правящей верхушки. К слову, если обратили внимание, слово «народный» (т.е. созданный народом и для народа) постепенно вообще начинает исчезать из оборота: ушли в небытие народные суды, заседатели, дружины, народный контроль, отделы народного образования… И это неспроста.
Вот и получается, что после проведённой полицейской реформы сотрудники теперь служат России и Закону, но никак не народу.
Или не так? Как вы думаете?
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации и подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!