Найти тему

Колодец клятвы или колодец семи (из цикла "Игра слов в Библейских текстах")

"В ту пору Авимелех, царь Герара, вместе с Пихолом, своим военачальником, пришел навестить Авраама. «По всему видно, — сказал он Аврааму, — с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь. Так поклянись же здесь мне Богом, что ты никогда не прибегнешь ни к каким тайным проискам против меня или моих детей и потомков. Как я был верен тебе, так и ты поклянись в верности мне и стране, в которой ты живешь как человек пришлый».

«Хорошо, — сказал Авраам, — я клянусь». Но при этом Авраам упрекнул Авимелеха за колодец, который отняли у него люди Авимелеха.

«Не знаю, кто это сделал, — возразил Авимелех. — До сих пор ты ни разу не упомянул об этом, и ни от кого другого я об этом не слышал».

Тогда взял Авраам из стад своих овец и быков и отдал в дар Авимелеху, и заключили они союз. А когда Авраам поставил отдельно еще семь овечек, Авимелех спросил Авраама: «Зачем ты это сделал?»

«Ты должен, — ответил он, — принять этих семь овечек от меня как очевидное признание того, что я выкопал этот колодец». С тех пор это место называется Беэр-Шева, Колодец клятвы, потому что здесь они поклялись друг другу. Заключив союз в Беэр-Шеве, Авимелех и его военачальник Пихол вернулись в землю филистимлян. Авраам посадил в Беэр-Шеве тамариск. Там же призвал он имя ГОСПОДА [ЙХВХ, в русской традиции "Иегова"], Бога вечного: совершил богослужение. И он еще долго оставался в земле филистимской как человек пришлый."

(Бытие 21 глава — Библия — Библия в переводе Кулаковых: https://bible.by/bti/1/21/ )

В данном отрывке представлен пример игры слов и смыслов в библейские времена, которые в Писании играют порой очень важную роль.

В этой истории Авраам, давая клятву Авимелеху, и заключая с ним союз, или соглашение, дарит этому филистимскому царю часть своего стада. Однако Авраам отдельно ставит СЕМЬ овечек, что вызывает любопытство у Авимелеха, выражающееся в соответствующем вопросе: «Зачем ты это сделал?»

Авраам объясняет, что таким образом он клянется, что это он выкопал колодец, и СЕМЬ овечек - символ, подтверждающий это. Читая на языке оригинала, становится ясно, почему Авраам ставит отдельно именно СЕМЬ овечек и как это связано с КЛЯТВОЙ:

"Глагол шаба (клясться, принимать присягу) встречается тут (в различных грамматических формах) трижды (стихи 23−24,31); трижды же употреблено созвучно ему числительное шеба (семь), от которого этот глагол происходит. (Напомним, что число «семь» почиталось священным.) Название бэер шаба («колодезь семи» или «колодезь клятвы») тоже встречаем здесь три раза (стихи 31−33). Смысловое ударение безусловно поставлено на клятве (стих 31) между Авраамом и Авимелехом, памятником которой и стала Вирсавия (Бэер шаба). Позже священный характер клятв и соглашений предстояло познать Израилю.

Излагаемое хорошо вписывается в контекст всего повествования, которое постепенно подводит читателя к принесению в жертву Исаака (глава 22). Рождение Исаака явилось результатом обетования (18:1−15); вследствие обмана, к которому прибег Авраам, Авимелех узнал (глава 20), что на этом человеке была рука Божия (сравните с 21:22).

И вот появилось на свет «обетованное семя», а соперник его был изгнан (стихи 1−18). Теперь (стихи 22−34) был заключен завет, который позволял Аврааму поселиться в земле Авимелеха. Все это и подготовляет к совершающемуся в 22-ой главе, при том, что в каждой из предыдущих глав завершается та или иная «фаза» обетованного.

Из стиха 21−34 следует, что и некоторые язычники признали Авраама как человека, с которым Бог во всем. Вновь возникает лейтмотив источника воды (колодца; сравните с 16:14; 21:19). Вода, которой снабжает Бог, — бьющая в пустыне, из бесплодной земли, из камня, — символ благословения. Авимелех осознал это и, уладив конфликт, возникший по вине рабов Авимелеховых, которые отняли колодезь у людей Авраама (споры и вражда из-за источников водопоя постоянно возникали между кочевыми и пастушескими племенами Палестины), эти два мужа заключили союз, чтобы и языческий царь мог разделить с Авраамом Божии благословения (сравните с 12:1−3).

При заключении союза (завета) Авраам дал Авимелеху мелкого и крупного скота, включая семь агнцев (овец; 21:29−30). Это было сделано во утверждение за Авраамом законного права мирно жить на земле Авимелеха и в знак того, что филистимский царь признавал отныне за патриархом право на колодезь в Вирсавии (источник Божьего благословения: стихи 30−31).

Многозначителен тот факт, что Авраам насадил рощу на этом месте и жил там дни многие (стих 33−34) — во свидетельство о своей вере и вытекающего из нее благополучия. Ведь существование рощи в Вирсавии означало, что вода там не иссякала.

Текст несомненно предвосхищал возможность мирного сожительства Израиля в его земле с другими племенами, которые откликнулись бы на слово о мире и возымели желание разделить с Божиим народом благословение свыше.

Однако звучит здесь и нотка горечи (это укор Авимелеха Аврааму; Быт 20:9−10). Авимелех добивался договора с Авраамом, чтобы тот не обидел его, т. е. не обошелся нечестно с ним и его потомками (21:23). Все, что Авимелех знал об этом человеке, это что а) Бог благословил его (стих 22) и б) он способен был на обман (стих 23). Печальный этот парадокс требовал закрепить добрососедские отношения посредством официального договора..."

(Бытие 21 глава — Библия — Комментарии Далласской семинарии: https://bible.by/dallas/1/21/ )