Найти тему

Как Россия могла победить в Русско-Японской войне 1904-1905 гг

Оглавление

Смотреть на события со стороны, конечно, проще, чем находиться в гуще событий. Но постанализ помогает принимать правильные решения в будущем. Поэтому приступим.

Русские планы

Каковы вообще были планы русского командования? Как планировали побеждать? Некоторые горячие головы вообще планировали закончить войну не иначе, как в Токио.

Т.к. изначально русские и японцы вообще никак не соприкасались на суше, очевидно, что первыми войну начнут корабли. А для беспрепятственной высадке на чужой территории требовалось господство на море, достигаемое или в результате генерального сражения или с помощью диверсионных действий.

Если бы японцы не добились успеха в результате минной атаки на русскую эскадру в Порт-Артуре, то расклад получался бы следующим.

Противостояние главных сил

Формально у русских для эскадренного боя было 7 броненосцев и один броненосный крейсер (Баян). Итого 8. Однако 2 броненосца были облегчёнными. На подходе был ещё один облегчённый броненосец (Ослябя).

У Японцев для эскадренного боя было 6 броненосцев и 6 броненосных крейсеров. Итого 12 против 8. При этом часть броненосных крейсеров могла быть отвлечена на  противодействие русским крейсерским операциям, что в итоге и произошло.

Т.о. образом в реальном эскадренном бое мог быть достигнут паритет (что и случилось в бою в Жёлтом море, где против 6 русских броненосцев сражалось 4 японских броненосца и ещё два броненосных крейсера).

Однако паритет ещё не означает победу, он означал ничью. Т.о. до подхода на театр военных действий подкрепления нужно было сохранять боеспособность и не дать японцам достигнуть решительного успеха.

Как это могло быть достигнуто? Очевидно, за счёт более широкого использования крейсерских операций.

Тем не менее, если бы за несколько лет до начала войны на Балтику не отправились бы броненосцы Сисой Великий и Наварин, то соотношение сил по количеству единиц уже становилось в пользу русских.

Крейсерские операции

На первом этапе войны японцы планировали оккупировать Корею.  При этом японцы имели с Корее короткие коммуникации.

Т.о. со стороны русского командования нужно было продумать как:

1. Противостоять японцам в Корее (срывать перевозки в Корею)

2. Продумать общие мероприятия по подрыву японской способности вести войну (перерезать японские связи с внешнем миром).

Из трёх возможных операционных крейсерских зон (Японское море, Жёлтое море, Тихий океан) по сути активно русские действовали только в одной (Японское море), не считаю одну вылазку Владивостокского отряда в Тихий океан.

Русские даже несколько раз проникли в Корейский пролив, где и потопили несколько транспортов.

Между тем через порты Жёлтого моря также шло японское снабжение сначала операций в Корее (например, через Чемульпо), а потом и в Манчжурии и против Порт-Артура (например, через Дальний).

Ну а через Тихий океан осуществлялись поставки в Японии из внешнего мира.

Срыв японских перевозок в Жёлтом море

Для этого нужны были крейсера. По факту на начало войны в Порт-Артуре находился только один крейсер (Аскольд), способный действовать против японского судоходства. Но один в море не воин. Хотя даже он один дал жару превосходящим японским силам во время своего прорыва в Шанхай после боя в Жёлтом море.

Вторым крейсером мог бы стать Богатырь из Владивостокского отряда (на замену во Владивостоке мог остаться Боярин в качестве ближнего разведчика).

Прикрывать  парочку Аскольд-Богатырь могли бы Баян и Варяг (Варягу, впрочем, нужно было ещё разобраться с котлами).

Собственно японские лёгкие силы, которым пришлось бы противостоять русским крейсерам, были слабы. Именно поэтому японцы в состав своих легких сил на первом этапе войны частенько включали что-то потяжелее (броненосный крейсер).

Но козырем Аскольда и Богатыря были скорость, позволявшим им уйти от более грозного, но менее скоростного противника.

Русские крейсера в Порт-Артуре вполне могли причинить проблем японцам как при снабжении своих войск в Корее, так и при их высадке на Квантуне. (Да и потом срывать их снабжение через Дальний), что могло привести к затягиванию военных действий.

Вообще, проблемы снабжения японцев в Корее и попытка русских задержать японцев где-то в глубине Корейского п-ва ( а не на Ялу) меняли японцем всю схему нападения на Манчжурию (с двух направлений). Ну а при ударе с одной стороны русские вполне могли и справиться.

Подробнее в статье Российские крейсера в РЯВ могли иметь успех

Крейсерские операции в Тихом океане

Для таких операций нужна была система снабжения. А сами силы были. В первую очередь - это вспомогательные крейсера (Два в составе Тихоокеанской эскадры, ещё несколько могли перейти с Балтики. А, например, Смоленск так и вовсе находился в составе отряда Вирениуса).

В процессе войны русские вполне освоили метод снабжения в открытом море. Можно это было делать и в необорудованных бухтах, принадлежащих Франции. Но нужно было отладить систему фрахта снабженцев (прежде всего угольщики).

База снабжения и отдыха вполне могла была быть оборудована и на Камчатке.

На коммуникациях вполне могли действовать Дмитрий Донской и Алмаз из состава отряда Вирениуса.

А, например, Ослябя и Аврора прикрывать систему фрахта, базируюсь в необорудованных бухтах Индокитая (как это впоследствии сделала 2я Тихоокеанская эскадра).

Самое интересное, что в Южных морях (Южно-Китайское море) Россия могла собрать и более внушительные силы. Так, Рюрик, Диана, Паллада плохо подходили для действий в условиях сильного противодействия (низкая скорость).

Но вполне могли выйти на коммуникации противника или для обстрела японских городов, отвлекая на себя японские силы.

Ослябя, Рюрик, Аврора, Диана и Паллада, имеющие примерно одинаковые ход, представляются идеальной крейсерской эскадрой. В общем, шороху они наделать могли.

А вот нахождение Рюрика в составе Владивостокского отряда скорее мешало ему из-за низкой скорости последнего. Так вместо попыток спасти Рюрик во время боя с эскадрой Камимуры в Корейском проливе Россия и Громобой могли в очередной раз попробовать оторваться от противника, понеся при этом меньшие повреждения.

Ну а чем меньше повреждения, тем быстрее крейсера смогли бы вернуться к активным действиям.

Правильные укрепления в Артуре

Но, чтобы дождаться подкрепления с Балтики (а это 4 новых броненосца, Бронепалубный крейсер Олег и два разведчика Жемчуг с Изумрудом), нужна была ещё и хорошо защищённая база.

Порт-Артур, к сожалению, не смогли подготовить к длительной обороне как по причине ограниченных запасов, так и из-за слишком близко построенных к городу укреплений, из-за которых японцы смогли обстреливать порт и гавань.

Иначе эскадра вполне могла дождаться помощи. Естественно, война могла пойти иначе, не будь два новейших русских броненосца торпедированы на внешнем рейде Порт-Артура в первых день войны.

Рекомендуем также: Могла ли Россия победить в РЯВ? Порт-Артур как ключ к победе

Накопление сил в Манчжурии

Естественно, что чем больше проблем японцы испытывали на море, тем позднее и меньшими силами они смогли бы приступить к операциям на континенте, а это позволило накопить в Манчжурии больше сил и нанести японцам поражение ещё в течение 1904 года.

Резюме

Даже существующими силами при более правильном их распределении и организации можно было нанести противнику больше ущерба, предотвратить череду неудач и, дождавшись накопления сил, нанести противнику поражение.

Читайте также:

Российские крейсера в РЯВ могли иметь успех

Могла ли Россия победить в РЯВ? Порт-Артур как ключ к победе

Отряд Вирениуса. Последний шанс на успех в русско-японской войне?