София Шуазёль-Гуфье ( урождённая Тизенгаузен) — российско-польско-литовская аристократка, прославившаяся своими мемуарами, в которых подробно описала свои встречи с российским императором Александром I. По ним, а также по описаниям современников, ясно видно, как монарх, известный своим обаянием в делах любовных, искал взаимности от девушки, но так и не нашел. Кем же была София, раз смогла так увлечь императора?
Графиня София Тизенгаузен родилась в городе Лида, который тогда входил в состав в Речи Посполитой (через пять лет после её рождения этот город был присоединён к Российской империи в ходе третьего раздела Польши). Её родители развелись, когда она была ещё ребёнком. Выросла в поместье недалеко от Вильно.
Весной 1812 года юная графиня София познакомилась с российским императором Александром I. У них сложились дружеские отношения, которые поддерживались до конца жизни российского монарха. Одна из немногих представителей польско-литовской аристократии, она была удостоена придворного женского звания фрейлины в свите российских императриц Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I) и Марии Фёдоровны (матери Александра I) и получила право ношения соответствующего фрейлинского шифра (бриллиантовой заколки в виде монограмм императриц России).
Она выросла натурой романтичной, с детства очарованной романами Вальтера Скотта.
София Тизенгаузен пережила в Вильно французскую оккупацию и освобождение русской армией. Встречалась с Наполеоном I, посещавшим Вильно. Гордость и достоинство, с которым молодая польско-литовская графиня держалась в ходе общения с императором Франции в оккупированном им Вильно, а также её открытая демонстрация симпатий российскому двору (на встречу с Наполеоном София принципиально пришла в платье с бриллиантовым фрейлинским шифром с монограммами российских императриц) сделало её поступок очень известным и популярным в русском обществе и русской армии.
Особо стоит выделить описанные в мемуарах Софии моменты.
Она пересказывает биографию Александра I ещё со времён правления Екатерины II. Сама с императором она познакомилась весной 1812 года в том же Вильно. В пути она была поражена бедностью сельских жителей и связывала это с военными приготовлениями.
Проживая в тихом уединении в имении Товяны, София и ее приятельницы узнали о том, что Александр должен здесь проследовать. В имении его встречали граф и графиня Морикони, а девушек император пригласил в Петербург. София отметила смущение Александра от не дорожного платья, хотя, возможно, это было лишь преувеличение.
Она пишет об обаянии государя, но красавцем назвать его не может. В тот день он пробыл в имении не долго, но через три дня вернулся и остался ночевать. При этом он деликатно попросил не затягивать встречу, на что София решила, что Александр считает их провинциалами, не знающими о ночных светских развлечениях. Утром он уехал, расточая любезности дамам и оставив тысячу рублей прислуге.
Не успела София стать фрейлиной, как во время придворного обеда ей сообщили, что Александр желает сделать визит в ее дом. Однако там его встретил отец девушки, предложив беседу вместо частного общения с девушкой.
София всегда считала Александра «самым любезным из всех государей» и не раз выказывала преданность. После его вступления в Вильно девушка пишет, что счастлива «безбоязненно наслаждаться видеть и слышать» его. Они беседовали о политике и обсуждали победу России. Тогда она назвала царя «философом на троне».
Потом они встречались ещё не раз, но всегда не наедине. Когда же Александр пожелал встретиться тет-а-тет, молодая графиня решила (или сделала вид), что он хочет повидаться с ее матерью и устроила им встречу.
Не буду продолжать пересказывать воспоминания Софии, рекомендую всем интересующимся ознакомиться с ее мемуарами.
После войны она вышла замуж за сына французского дипломата и деятеля культуры графа Антония Людвига Октавия Шуазёль-Гуфье. Крестным отцом их сына Александра был российский император Александр I.
София была знакома с Александром Дюма-отцом и многими другими видными европейскими писателями своего времени.
София Шуазёль-Гуфье является одной из первых женщин-писателей в истории Литвы. Писала на французском языке. Большая часть её произведений — это исторические романы, которые основаны на реальных событиях и посвящены жизни женщин современной ей польско-литовской знати Российской империи. В одном из первых своих первых рассказов «Ванда и Радигер» она высказывала надежду на возрождении Польши благодаря Наполеону.
Скончалась 28 мая 1878 года в Ницце.