Penny auctions - так прозвали их американские фермеры, пережившие Великую депрессию 1930-х годов. Невольно вспоминается российская приватизация 1990-х годов с практически противоположными принципами и результатами, но речь в статье не о российских олигархах, а об американских фермерах.
Я уже писал о неизбежности социализма в сельском хозяйстве на примере разорения американских фермеров. Уже с 1920-х годов, начали они разоряться, то есть до всемирно известного финансового краха в октябре 1929 года. В послевоенные годы (после Первой Мировой) экономика США росла как на дрожжах (вернее, на кредитах), и фермеры с радостью подпитывали её богатыми урожаями.
Богатые же урожаи являлись результатом инвестиций в механизацию и удобрения, ради которых фермеры брали деньги в долг у банков с уверенностью в своевременном погашении долга. К сожалению, почти сразу же обозначился парадокс: чем больше фермеры вкалывали и вкладывали в научно-технический прогресс, тем больше урожаев они собирали. Чем больше урожаев, тем они дешевле. Чем дешевле урожаи, тем меньше прибыли для погашения банковских займов. Замкнутый круг.
Пока экономика США держалась на плаву, фермеры могли выходить из парадокса за счёт освоения новых земель, хоть и под всё меньшие прибыли, при достижении так называемого эффекта масштаба (economy of scale). Однако финансовый крах 1929 года не оставил американским фермерам, погрязших в долгах, уже никакого выхода из кабалы.
Рынок сбыта рухнул, а платежи банкам никто не отменил. Банки, естественно, начали отбирать фермы и выставлять их на аукционе, чтобы вернуть себе хоть что-то. И вот тут начало происходить нечто очень любопытное.
На аукционы стекались фермеры с вилами и ружьями в руках. Торги начинались с чисто номинального предложения в пару центов. Как только кто-то собирался предложить банку больше денег, фермеры подходили к так называемому спекулянту-стервятнику с угрожающим видом и давали ему понять, что увеличивать ставку не стоило. Аукцион заканчивался тем, что разорившийся фермер выкупал свою ферму за копейки.
То есть не самые богатые договаривались о скупке имущества за бесценок, а самые бедные. И помогали им в этом другие фермеры, на первый взгляд, конкуренты, которые могли бы порадоваться разорению своих односельчан, тем более в трудные экономические времена. Нет, наоборот - смыкались вокруг разорившихся коллег-фермеров и выручали их.
В конце концов правительство США объявило мораторий на отъём имущества фермеров на срок до одного года. Неизвестно, выкарабкались ли фермеры после истечения срока действия того моратория, но дело не в этом, а в том, что копеечные аукционы показали удивительную сплочённость американских фермеров. Конкуренты же.
Точно такой же логикой руководствуются и жители наших деревень в Южной Каролине. Можно сказать: пришла беда - отворяй закрома. Соседи их пополнят, не дадут пропасть.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание поддержать канал, жмите сюда. До новых встреч!