85-84 гг. до н.э. Римская Республика
Пока Луций Корнелий Сулла, заключив мир с царем Понта Митридатом (1), разбирался с греками Малой Азии, в Риме спешно решали, что делать с Суллой.
Консулы Рима Гней Папирий Карбон и Луций Корнелий Цинна требовали от сената объединить усилия в борьбе с победоносным проконсулом.
С согласия сената они начинают собирать войска для борьбы с Суллой. По всей Италии собираются воины, деньги, продовольствие. Особый упор делается на новых граждан из числа италиков. Из Сицилии был отозван флот, которому было поручено патрулировать Ионийское и Адриатическое моря. Строились новые корабли, ремонтировали старые.
Для того, чтобы привлечь на свою сторону колеблющихся, Сулла присылает в сенат послание, в котором перечисляет все свои победы и достижения, рассказывает о бедах, которые причинили ему и его семье враги, обещает вернуться в Рим и воздать своим врагам сполна.
В этом послании Сулла обещает полное прощение всем гражданам Рима, в том числе и новым, которые не будут поддерживать преступную власть.
Это послание было зачитано в сенате.
Сенатор Луций Валерий Флакк призвал сенаторов отослать к Сулле послов договариваться о мире. На это время сенат запретил консулам Цинне и Карбону набирать войска.
Но те не только проигнорировали решение сената, но и продлили без выборов свои консульские полномочия еще на год.
Объезжая Италию, они набирали новые войска и отправляли их на кораблях в Либурнию, которую решили сделать главной операционной базой своих войск.
Первая часть войск переправилась туда без приключений, а вот корабли, которые везли весной 84 г. до н.э. вторую партию воинов в Либурнию, угодили в шторм. Много воинов погибло в бушующих волнах. А потому уцелевшие, высадившись на берег, разошлись по домам, заявляя, что не желают воевать со своими согражданами.
Об этом заговорили в войске, собранном для переправы в Либурнию. Воины начали в открытую говорить, что в Либурнию плыть не желают.
Консул Луций Корнелий Цинна поспешил в лагерь этих войск. Желая пригрозить воинам, Цинна объявил о созыве собрания легионеров. Те уже знали о настроениях консула и явились на собрание раздраженными. К тому же кто-то распустил слух, что по приказу Цинны убит молодой Гней Помпей, любимый солдатами (на деле Гней Помпей втайне от всех скрылся в италийской области Пицена).
Обе стороны были взбудоражены. Когда консул шел через ряды воинов к трибуне, с которой собирался выступать, какой-то легионер оказался на его пути.
Ликтор, который шел впереди консула ударил этого легионера. В ответ товарищ легионера ударил ликтора. Цинна приказал ликторам схватить нарушителя. В ответ в Цинну полетели камни. А оказавшиеся рядом легионеры, разметав охрану консула, закололи Цинну кинжалами.
После смерти Цинны те войска, что уже ранее переправились в Либурнию, вернулись обратно. А в лагерь прибыл консул Гней Папирий Карбон.
В самом Риме произошел конфликт между Публием Ленатом, народным трибуном 84 г. до н.э., и Секстом Лицинием, народным трибуном 85 г. до н.э.
Конфликт завершился тем, что Публий Ленат сбросил Секста Лициния с Тарпейской скалы.
Прочие народные трибуны возмутились этим поступком Публия Лената. Тогда тот вызвал своих коллег по должности в суд. Последние, понимая, что суд уже настроен не в их пользу, покинули Рим и бежали к Сулле. Публий Ленат объявил беглецов врагами Республики.
Узнав о событиях в Риме, консул Карбон повел войска на Рим. Но там его встретили весьма лояльно и Карбон попытался избрать себе товарища по должности. Однако и в первый и во второй день выборов разразилась непогода. В итоге второй консул взамен погибшего Луция Корнелия Цинны так избран и не был.
Пока в Риме и Италии разбирались между собой, в лагерь Луция Корнелия Суллы, расположенный на тот момент в Диррахии, прибыли послы сената договариваться о мире.
Сулла потребовал восстановить в своих правах всех граждан, изгнанных из Рима в процессе гражданского конфликта и вернуть им расхищенное имущество. Часть сенаторов признали эти требования вполне законными, но Карбон и другая часть сената воспротивились, заявляя, что Сулла требует уступок, но свою армию распускать не спешит.
В эти же дни сенатским указом всем новым гражданам из числа италиков и вольноотпущенников было даровано право голоса. А предложение консула Карбона взять заложников от каждого поселения и города Италии, единодушно отвергнуто.
В ответ Гней Папирий Карбон и Гай Марий Младший отказались выполнить постановление сената о роспуске набранных ними легионов.
В те же дни начались конфликты между претором Гаем Фабием и проконсулом Цецилием Метеллом Пием, командовавшего войсками в Африке и которого за его симпатии к Сулле отстранили от командования.
В конце года Сулла отправил в Рим своих послов, но те добрались лишь до Брундизия. Здесь они узнали о том, что консул Цинна убит, а в Риме распри и ссоры. После этого послы Суллы не поехали в Рим, а сели на корабли и возвратились к Сулле.
Всем стало очевидно, что гражданской войны избежать не получится.