Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Мещанский полдень Пьера Боннара. Дача, котик и вечное лето

#Солнечные Консервы — это новая рубрика, которая помогает пережить зиму. За 30 лет жизни в Москве я так и не полюбила этот серый сезон, и будь у меня такая возможность, я бы на зиму впадала в спячку. Когда сил расстаться с пледом совсем нет, и кофе не помогает, я обращаюсь к живописи. Например, к Боннару.

Пьер Боннар (1867–1947)
Пьер Боннар (1867–1947)

Пьер Боннар — это живописец солнечного света, беспечного мещанского уюта, полуденной дрёмы и фруктовых тарелок. Мир Боннара — это море и дача, точнее загородная усадьба. Там никто не полет сорняки и не сажает картошку. Там милые дамы пьют чай из фарфоровых чашек, накрытые яркими скатертями столы ломятся от ягодных пирогов, время течёт медленно, и вся семья в сборе. Там — доиндустриальный рай.

Рай Боннара населён кошками, собаками, румяными младенцами и озорными, но послушными детками лет пяти. Дети носят соломенные шляпки, младенцев, как и положено, откармливают заботливые бабушки, кошки нагло лезут на стол, а собаки неотступно следуют за своими хозяйками. И все нежатся в лучах ласкового солнца.

Но главные герои картин Боннара всё-таки женщины. Им завидуешь: они не знают спешки, они изящно одеты или беспечно раздеты, они кушают чай с вишнёвыми пирогами или смакуют полуденный кофе, они выгуливают диванных собачек, читают любовные письма и балуют детей, которые, очевидно, не приносят им никаких хлопот. А чаще всего они принимают ванну...

...и дремлют после неё.

Впрочем, говорить о главных героях в случае Боннара не совсем корректно. В его живописи нет героя. В ней задаёт тон сама атмосфера пространства, перегруженного деталями, узорами на обоях, мозаикой плитки на полу, цветами и деревьями в саду. Люди и животные растворяются в этих бесконечных орнаментах, как в убаюкивающей музыке.

Чтобы добавить густому пространству своих картин воздуха, Боннар распахивает окна и двери. Картина вообще с незапамятных времён считалась окном в другой мир, и Боннар, играючи, множит эти окна: сквозь картинную раму мы смотрим в комнату, сквозь балконную дверь — в сад.

Есть и другие "окна" — Боннар любит зеркала. С их помощью он создаёт атмосферу интимности: зритель никогда не отражается в нарисованном зеркале, его незримое присутствие позволяет женщине вести себя естественно, будто за ней никто не наблюдает. Недаром направление, в котором работал Боннар, получило название "интимизм".

Живопись Боннара проще всего описывать прилагательными: мягкая, убаюкивающая, отпускная, уютная, неспешная, интимная, тихая... Но есть и два исчерпывающих глагола: если люди на его картинах чем-то и заняты, то они либо нежатся — в ванне, в постели, в солнечных лучах, — либо фланируют — по мостам, паркам и набережным.

А первую очередь — по набережным. Боннар любит море, и оно у него так же дружелюбно и безобидно, как приусадебный сад. Море на картинах Боннара — это мечта отпускника. В небе ни облачка, дует лёгкий бриз, вода радует лучезарной синевой, побережье утопает в зелени, яхты приглашают в путешествие.

Уютный мещанский мир Боннара вызывал у меня презрение ещё сколько-то лет назад, но чем дальше, тем больше я подпадаю под его очарование. Нет, я не смогла бы в нём жить. Но в нём хочется утонуть на пару недель, как в ленивом и беззаботном отпуске. Или хотя бы на пару часов — с помощью рубрики #солнечные консервы

1. Пьер Боннар. Автопортрет. 1889. Частное собрание. 2. Пьер Боннар. Ок. 1889. Орсе, Париж
1. Пьер Боннар. Автопортрет. 1889. Частное собрание. 2. Пьер Боннар. Ок. 1889. Орсе, Париж

Следующим гостем рубрики будет Хоакин Соролья — человек, который воспевал солнце и море родной Валенсии.